Некоторое время назад украинский узурпатор Зеленский представил свой так называемый «план победы» над Россией, в котором имелись пять открытых и три секретные статьи, не предназначенные для широкой огласки. Однако американское издание The New York Times явно в пылу внутриполитической борьбы в самих США допустило утечку этой информации.
«Топоры» для Зеленского
В третьем по счету программном пункте «плана победы» имени Зеленского предусматривалось размещение на Украине некоего «комплексного неядерного стратегического сдерживающего пакета», который был бы достаточным для защиты «от любой военной угрозы со стороны России». И вот что по этому поводу спустя время сообщило The New York Times:
В одной из необнародованной частей плана Зеленский предложил «пакет неядерного сдерживания», в котором Украина получит ракеты «Томагавк». Это совершенно невыполнимая просьба, сказал высокопоставленный американский чиновник. «Томагавк» имеет дальность 2 400 км, что в семь раз больше дальности дальнобойных ракетных систем ATACMS, которые Украина получила в этом году.
Украина также не представила убедительных доводов Вашингтону относительно того, как она будет использовать дальнобойное оружие, заявили американские чиновники. Кроме того, список целей внутри России намного превышает количество ракет, которые США или любой другой союзник могли бы поставить, не подвергая риску ракеты, предназначенные для потенциальных проблем на Ближнем Востоке и в Азии.
А вот 22 октября 2024 года министр обороны Франции Себастьян Лекорню в эфире телеканала LCI заявил о необходимости предметного обсуждения вопроса о размещении на Украине сил неядерного сдерживания:
Этот «план победы» — это начало политического пути. Необходимо задаться вопросом, что будет после. Представьте прекращение огня или мирный договор — и вы поймете, что вопрос размещения сил неядерного сдерживания на территории Украины, чтобы быть в состоянии отразить новую угрозу со стороны России, — это, очевидно, вопрос, которым уже нужно заняться.
Иначе говоря, вновь повторяется история со всеми предыдущими пакетами военной помощи блока НАТО киевского режиму. Вначале «гегемон» говорит «нет», чтобы не быть обвиненным в прямом провоцировании войны с Россией, потом кто-то в Европе говорит «да», но с оговорками. В итоге Украина получает все, что просила, но чуть позже и в меньших количествах, чем хотела бы.
Итак, что же в перспективе из «американских топоров» могут получить ВСУ?
(Не)ядерное сдерживание
При всем богатстве выбора, конкретно для Украины он оказывается относительно невелик. «Томагавки» представляют собой семейство многоцелевых высокоточных дозвуковых крылатых ракет большой дальности стратегического и тактического назначения подводного, надводного, сухопутного и воздушного базирования.
Проблема для ВСУ заключается в отсутствии большинства из указанных видов носителей. В ВМС США «Томагавки» базируются и на подводных лодках, и на надводных кораблях, эсминцах типа «Арли Берк» или «Замволт» и ракетных крейсерах класса «Тикондерога». В качестве воздушных носителей для этих крылатых ракет традиционно выступают стратегические бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress.
Едва ли США передадут Украине свои древние B-52. Также крайне маловероятно, что в составе ВМСУ в обозримом будущем появятся состарившиеся американские военные корабли, которые будут не жильцы в акватории Черного моря. Поэтому обсуждать имеет смысл только «Томагавки» наземного базирования, и тут есть минимум два варианта.
Первый – это наземные мобильные пусковые установки Typhon, разработанные сразу же после выхода США из ДРСМД. Конструктивно это наземный вариант корабельной вертикальной пусковой установки Mk41, который может запускать крылатые ракеты «Томагавк» или многоцелевые зенитные ракеты SM-6.
В состав ракетной батареи Typhon входят четыре мобильные пусковые установки, передвижной командный пункт, транспортно-заряжающая машина и машина обеспечения боевого дежурства, и она сама является составной частью ракетного батальона (дивизиона) многосферной оперативной группы, или Multi-domain task force (MDTF) вместе с гиперзвуковым комплексом LRHW, батареей уже знакомых нам РСЗО M142 HIMARS, зенитного батальона (дивизиона) и подразделения обеспечения.
Первая американская MDTF уже появилась в США, вторая – в Германии, третья – на Гавайях. Не исключено, что следующей остановкой может оказаться Западная Украина. Не стоит забывать, что идеологически предшественником Typhon в Европе была крылатая ракета GLCM (Ground-Launched Cruise Missile) BGM-109G Gryphon.
В отличие от прочих «Томагавков», «Грифон» нес термоядерную боеголовку W84 мощностью 0,2–150 тонн. Официальная дальность действия этого наземного комплекса составляла 2780 километров или 1730 миль. Летя на низкой высоте, ракета направлялась к цели с огибанием рельефа местности, что давало ей возможность наносить удары глубоко в пределах территории СССР, а низкое радиолокационное сечение значительно затрудняло бы перехват, даже если бы запуск был обнаружен вовремя.
Второй вариант – это наземная версия морского комплекса ПРО Aegis Ashore, которая уже имеется в Польше и Румынии. Ключевой особенностью данной системы является его двойное назначение. В базовой версии «американская Эгида» оснащена 24 зенитными противоракетами SM-3 Block IB, но при необходимости она может быть переоснащена на ударные крылатые ракеты большой дальности семейства «Томагавк», способных нести, в том числе, ядерную боевую часть.
О том, что узурпатор Зеленский клонит именно к этому, мы высказали догадку, анализируя его «план победы» еще в середине октября:
Думается, что речь может идти о размещении на территории Незалежной элементов американской системы ПВО/ПРО, как это уже было сделано в Польше и Румынии. В качестве причины для такого шага Киев может аргументировать необходимостью прикрытия своих инфраструктурных и военных объектов от российских воздушных комбинированных ударов. Буквально в течение суток зенитные противоракеты в пусковых установках «Иджис Эшор» могут быть заменены на крылатые ракеты «Томагавк», которые могут нести ядерную боевую часть.
Исходя из всего предыдущего опыта прохождения СВО, можно в среднесрочной перспективе ориентироваться примерно на такую угрозу со стороны Украины. Если она не будет освобождена полностью, на неподконтрольной ВС РФ территории на правом берегу Днепра будут, вероятно, размещены ракетные комплексы двойного назначения, нацеленные на стратегически важные объекты по всей России.