Эксперты считают, что уровень дотационности Донбасса и Новороссии снижается, но федеральная поддержка новых регионов для достижения среднероссийских показателей еще долго будет оставаться высокой. В проекте федерального бюджета на 2025 год по разным программам на нужды новых регионов запланировано более 350 млрд руб.
ДНР почти за девять месяцев текущего года собрала в свой бюджет 56,7 млрд руб. от уплаты налогов, в том числе 46,4 млрд руб. составляют поступления от уплаты НДФЛ и 6,7 млрд руб. — налога на прибыль организаций. В бюджет ЛНР, по данным на 28 сентября, собрано 38,7 млрд руб., включая 31,6 млрд руб. НДФЛ и 3,8 млрд руб. налога на прибыль организаций. Запорожская область собрала 14,9 млрд руб. налогов, Херсонская — 7,9 млрд руб.
В 2023 году в
Эксперты-налоговики полагают, что можно ожидать дальнейшего роста налоговых поступлений от новых регионов. «Это связано с реализацией кампании по восстановлению экономики новых регионов, привлечением туда инвестиций, улучшением качества взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, повышением налоговых ставок по корпоративным и персональным налогам на всей территории России», — говорит советник, руководитель налоговой практики VERBA Legal Евгения Заинчуковская. В частности, поясняет она, июльский закон о масштабных налоговых изменениях (углубление прогрессии НДФЛ, повышение общей ставки налога на прибыль с 20 до 25%) не содержит исключений для новых территорий. «По нашему мнению, можно ожидать роста налоговых поступлений в новых регионах с учетом создания льготных условий для налогообложения», — согласна руководитель налоговых проектов BGMP Элла Лалуева.
По данным на 28 сентября 2024 года, суммарный объем трансфертов новым регионам из других бюджетов бюджетной системы превышает 223 млрд руб., уточняет младший директор по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Владислав Бухарский. По подсчетам РБК на основе данных Единого портала бюджетной системы, больше всего в 2024 году получила ДНР (101,8 млрд руб.), меньше всего — Херсонская область (26,8 млрд).
По словам профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, которая опирается на данные за первое полугодие 2024 года, снижение уровня дотационности бюджетов трех из четырех субъектов очевидна. «Хуже ситуация — в Херсонской области. Там дотационный уровень выше 80%, у всех остальных это уже уровень 60–65%. И теперь три из четырех новых территорий имеют уровень дотационности меньше, чем Чечня и Ингушетия, у которых он 83–85%», — отмечает Зубаревич.
Как и в бюджете на 2024–2026 годы, в новом проекте федерального бюджета, внесенном в Госдуму 30 сентября, заложена государственная программа «Восстановление и социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области». На реализацию программы в 2025 году заложено 316,8 млрд руб. (против 349 млрд, выделявшихся на 2024 год, и актуальной оценки расходов 2024 года в 350 млрд). В 2026 году, согласно проекту бюджета, на программу заложено 320,9 млрд руб., в 2027 году — 302,1 млрд руб.
Из пояснительной записки к проекту бюджета следует, что больше всего средств, выделяемых по программе, будет направлено на строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов, административных зданий и социальных и инфраструктурных объектов (104,5 млрд руб.). Более 80 млрд в 2025 году в рамках госпрограммы выделят в адрес компании «Автодор — Управление проектами» на обеспечение жизнедеятельности и восстановление инфраструктуры. Около 40 млрд руб. по госпрограмме получит Фонд развития территорий для восстановления объектов и инженерных сооружений коммунальной инфраструктуры. Еще около 30 млрд руб. в рамках программы планируется выделить на строительство и ремонт административных зданий и зданий силовых ведомств, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Более 24,7 млрд планируется направить на меры социальной поддержки граждан, чье жилье и имущество утрачено или повреждено в результате боевых действий.
Также госпрограмма подразумевает выделение средств на ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог, реконструкцию объектов электроэнергетики, капитальный ремонт многоквартирных домов.
Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Эмиль Аблаев указывает, что пока поддержка со стороны федерального бюджета сохраняет в основном фронтальный характер. «Это объясняется большим количеством задач в рамках восстановления и обеспечения социально-экономического развития новых регионов — от социальных выплат и заработных плат, поддержки малых и средних предприятий до восстановления дорожной и коммунальной инфраструктуры», — перечисляет Аблаев. В то же время, по его мнению, постепенно растет доля и адресных трансфертов — на ремонт дорог, восстановление жилого фонда и т. д.
Продвижение интеграции в единое налоговое пространство России и в целом в бюджетную систему, безусловно, есть, считает директор центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. Вместе с тем, по его словам, поддержка из федерального бюджета пока остается высокой, что обусловливается восстановлением разрушенной инфраструктуры. Кроме того, президент поставил задачу в социальном плане по выходу новых регионов к 2030 году на среднероссийский уровень, поэтому, по крайней мере, Херсонская и Запорожская области достаточно долго будут оставаться в числе самых высокодотационных регионов, полагает Климанов.
По мнению Аблаева, новые регионы имеют высокий потенциал для экономического развития и, следовательно, финансовой самостоятельности, но точные сроки достижения потенциала назвать трудно. «На данный момент предприятия новых регионов на десять лет освобождены от уплаты федеральной части налога на прибыль — этот срок можно рассматривать в качестве периода выхода новых субъектов на полную финансовую самостоятельность», — считает Аблаев.
Климанов также указал на значимый экономический потенциал ДНР и ЛНР. «В будущем их потенциал может поставить их достаточно высоко в рейтинге регионов по уровню бюджетной обеспеченности», — резюмировал эксперт.
Читайте нас: