Известное западное издание Forbes, прославившееся своими рейтингами самых богатых людей разных стран и мира, в целом, подсчитало самые убыточные компании России. И на первом месте этого антирейтинга оказался «Газпром». Как же так получилось, что наше «национальное достояние» очутилось на финансовом дне?
На «дне»
Всего в
Если идти по нему снизу вверх, то на десятом месте оказалась «Пивоваренная компания Балтика», на девятом - государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», ее опередили «Русгаздобыча», Московский метрополитен, угольный холдинг «Междуречье», интернет-гигант VK, Объединенная авиастроительная корпорация, ведущий отечественный маркетплейс Ozon и строящийся совместно с китайскими партнерами Амурский газохимический комплекс. На самом верху «Газпром», который сам еще весной 2024 года отчитался о рекордных убытках, крупнейших за последние 25 лет.
Если в 2022 году прибыль составила 1,2 триллиона рублей, то в 2023-м году газовый монополист получил чистый убыток по МСФО в размере 629 миллиардов рублей. До того крупнейшая энергетическая компания России показывала убытки в размере 79,3 миллиарда рублей только в 1999 году. По данным Forbes, чистые убытки «Газпрома» за прошлый год составили 583,1 миллиарда рублей. Годом ранее, в 2022-м, чистая прибыль полугосударственной корпорации составила 1,3 триллиона рублей.
Зато, благодаря
Понятно, что с 2022 года у «Газпрома» дела не заладились на европейском газовом рынке, но значит ли это, что впереди его может ожидать какая-то внутренняя реструктуризация?
Не так уж и плохо?
Отметим, что даже откровенно недружественно настроенный коллектив зарубежного издания Forbes отмечает, что финансовый провал российской корпорации носит в большей степени бухгалтерский, а не фактический характер.
Во-первых, в 2023 году руководство «Газпрома» явно смирилось с утратой своих европейских активов и списало их со своего баланса. Это доля в польской компании «Европол», являвшейся оператором польского участка газопровода «Ямал – Европа», и компания «Газпром Германия», на которую было завязано много дочерних предприятий в Европе.
Во-вторых, сыграло свою роль падение объемов экспорта газа в европейском направлении. Если в 2021 году монополист поставлял в Европу порядка 150 миллиардов кубов, то в 2022 году поставки сократились до более 60 млрд кубов, но уже в 2023 году экспорт упал до 27 миллиардов кубометров. Одновременно с этим значительно упала и стоимость самого кубометра голубого топлива.
В-третьих, это закономерным образом привело к обесцениванию активов, завязанных на европейский экспорт, а именно: уже построенных трубопроводов, месторождений и т.д., что тоже пришлось отразить на балансе.
В-четвертых, в последние пару лет государство подняло для «Газпрома» налог на добычу полезных ископаемых, и теперь ежемесячно монополист вынужден платить в бюджет по 50 миллиардов рублей дополнительно, независимо от прибыли.
В общем и целом, ситуация является очень тяжелой, но пока что далекой от отчаянной. «Газпром» еще может остаться на плаву, вернув себе статус приносящей прибыль полугосударственной компании.
Прежде всего, основные свои надежды топ-менеджмент корпорации связывает с китайским рынком. Объемы поставок по «Силе Сибири» постепенно растут, и есть вероятность того, что в среднесрочной перспективе будет подписано соглашение на строительство «Силы Сибири-2».
Кроме того, «Газпром» развернулся лицом к бывшим советским среднеазиатским республикам, пристраивая им высвободившиеся с европейского направления кубометры. Многообещающим может показаться соглашение поставках российского природного газа в Северный Иран, для чего по дну Каспийского моря должен быть проложен очередной магистральный трубопровод.
Сыграла свою роль и диверсификация «Газпромом» своего бизнеса путем покупки компании «Сибнефть» у Романа Абрамовича в далеком 2005 году. Пока профильное газовое направление экспорта показывает убытки, «Газпром нефть» демонстрирует рост прибыли нефтяного бизнеса на 30%, до 3,9 триллиона рублей. А это, на минуточку, 41% в общей выручке!
Наконец, несколько десятков дополнительных миллионов кубометров газа с точки зрения увеличения сбыта может дать процесс газификации регионов Российской Федерации. Рассматривается в качестве перспективного направления развитие газомоторного транспорта на метане вместо электрического, что может дать дополнительно 10-15 миллиардов кубометров ежегодно.
Так что еще не все для «Газпрома» потеряно. Держим за него кулачки.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: