Добившись независимости, детище барона Карла Густава Маннергейма прекрасно осознавало собственную уязвимость – граница с СССР у финнов была огромная, причём, если на севере спасало дичайшее бездорожье, то юг... На юге всё было плохо, поскольку там побережье страны омывает Финский залив, а с
Минный крейсер «Воевода», он же финский «Мати Курки»
С береговой
А вот с кораблями всё было ну совсем печально! В ходе Ледового похода командующий Балтийским флотом Алексей Щастный сумел перевести из Гельсинфорса в Кронштадт основной состав Балтфлота: 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подлодок и прочее, по мелочи – всего 236 единиц.
Финнам остался лишь откровенный металлолом, наиболее ценным из которого были минные крейсера «Посадник» и «Воевода» – древние 450-тонные пироскафы, в строю с 1892 года, вооружены 6х47-мм пушками, 2х37-мм пятистволками (и те и другие фирмы «Гочкис»), и трёхтрубным палубным торпедным аппаратом, со смешной для эсминца скоростью 21–22 узла (что не помешало им прослужить у финнов до 50-х годов).
В общем, строить флот «незалежным» финнам пришлось с нуля. Благо строить было на чём: Российская империя оставила в наследство «птенцам гнезда Маннергейма» достаточно неплохую судостроительную отрасль, в частности, использовавшаяся Императорским военно-морским флотом верфь Крайтон-Вулкан была способна строить неплохие корабли. Правда, не хватало опыта проектирования оных, но здесь помогла «голландская» (на самом деле – немецкая, зарегистрированная в Голландии ради обхода Версальских ограничений) NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw.
В 1919 году были предложены к рассмотрению пять программ строительства флота, но все они были отклонены – за полной неадекватностью.
Скажем, комиссия по делам флота во главе с капитаном 1-го ранга Густавом фон Шульцем предложила построить 4 турбинных эсминца, 8 миноносцев, 4 средних подлодки с плавбазой, учебный корабль и несколько катеров. И это было ещё по-скромному! Потому что командующий финским флотом Яльмар фон Бонсдорф предложил построить 4 монитора, 4 разведывательных корабля, 2 минных заградителя, 4 больших подлодки, 4 малых канонерки, 9 больших и 36 малых миноносцев, 6 сторожевых и 2 учебных корабля!
Оскар Энкель. Ещё в русской форме...
Поняв, что эти моряки сейчас напланируют такое, что экономика страны медным тазом накроется, местные законодатели создали новую комиссию, во главе которой поставили сухопутного генерала Оскара Энкеля. Она рассмотрела один из планов, предполагавший постройку небольших артиллерийских кораблей: 8 больших и 4 малых канонерки, 6 турбинных эсминцев, 6 небольших подлодок с плавбазой, учебного корабля и двух минных заградителей. «Большие» канонерки должны были иметь водоизмещение 700 тонн, 100-мм броню и нести два, но больших орудия: одно – калибром 234-мм и одно – шестидюймовое.
Впоследствии громадьё планов заразило и эту комиссию – водоизмещение канонерок увеличили до 1 200 тонн, а калибр обоих орудий установили 234-мм. Теперь это были не канонерки, а броненосцы береговой обороны!
Правда, и эту комиссию – понесло! В 1922 году был сформулирован проект национальной кораблестроительной программы: 6 броненосцев береговой обороны, 6 эсминцев, 48 миноносцев, 16 подлодок...
В итоге, когда парламентскому комитету по обороне проект представили, он «урезал осетра». За восемь лет в состав флота планировалось ввести 3 броненосца береговой обороны, два небольших эсминца, 6 подлодок (из которых 4 – малые), 30 торпедных катеров, два минных заградителя и одну плавбазу.
ТТХ всех кораблей тоже урезали. Кроме броненосцев: теперь они должны были иметь водоизмещение 2 450 тонн, нести 2х210-мм орудия, 3х120-мм орудия и 4х75-мм зенитки.
В общем, среди всего этого разнообразия неизменным оставалось только наличие броненосцев.
Можно сказать, что это было влиянием соседней Швеции, в ВМС которой данные корабли присутствовали, но, скорее всего, дело в характере будущего ТВД: в финских шхерах монитор – самый оптимальный боевой корабль. Небольшой, с малой осадкой, при этом хорошо бронированный и с сильной артиллерией: через Атлантику ему ходить не придётся, а возможность пройти узким, неглубоким проливом меж островками, на войне дорогого стоит!
Рассмотрение альтернативных проектов (а их выкатили аж семь!) затянулось до 1927 года. К тому времени очередной состав парламента утвердил ещё сильнее урезанную программу, в которую вошли: два броненосца береговой обороны водоизмещением в 3 800 тонн, по 100 миллионов марок каждый, три средних и одна малая подлодки (30 миллионов и 8 миллионов марок соответственно), четыре торпедных катера по 2,5 миллиона марок и учебный корабль стоимостью 15 миллионов марок.
В результате броненосцы обошлись дороже всего оставшегося флота вместе взятого!
Споры по артиллерийскому вооружению броненосцев прекратил генштаб, директивно установив в качестве главного калибра – 254-мм орудия фирмы «Бофорс», унифицировав тем самым калибр с орудиями, что стояли на береговых батареях. А вот бортовую броню кораблей пришлось уменьшить со 100 мм до 55 мм.
В 1928 году наконец-таки был утверждён проект немецко-голландской фирмы NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw, в качестве строителя определили финскую верфь «Крейтон-Вулкан». По цене каждый броненосец обходился финскому бюджету в 113,5 миллиона марок.
Надо сказать, что заказ кораблей за рубежом обошёлся бы несколько дешевле, но финны выбрали поддержку собственного производителя. Ну как своего: артиллерию купили у шведов с англичанами, дизеля – у немцев, генераторы, электродвигатели и всё такое прочее – у швейцарцев.
Броненосец береговой обороны «Вайнямёйнен»
Первый корабль «Вайнямёйнен» был заложен 15 октября 1929 года и вошёл в строй под ёлочку – 31 декабря 1932 года, его систершип «Ильмаринен» был заложен 1 сентября 1929 года, но строился дольше и был принят в состав ВМС Финляндии 3 сентября 1933 года.
Корабли получились откровенно – удачными! Финские кораблестроители применили оригинальную для надводных кораблей схему главной энергетической установки: дизель-электрическую. Два дизель-генератора мощностью по 3 000 лошадиных сил каждый питали два больших электромотора. Это обеспечивало быстрое переключение между передним и задним ходом – немаловажное качество в шхерах. При переключении с «самого полного вперёд» на «самый полный назад» корабли проходили всего 240 метров.
10 дюймов? Внушает уважение!
Артиллерия кораблей состояла из 4х254-мм орудий главного калибра, стрелявших на 30,3 км со скорострельностью 3 выстрела в минуту 225-кг снарядами. Боекомплект составлял 65 выстрелов на орудие, в БК входили бронебойные, фугасные, осколочно-фугасные и практические снаряды.
Вспомогательный калибр...
Артиллерия вспомогательного калибра была представлена восемью 105-мм орудиями фирмы «Бофорс» в четырёх спаренных установках, прикрытых 12-мм бронещитами.
Изначально главной задачей данных установок был огонь по торпедным катерам и миноносцам, но при модернизации в 1938 году угол возвышения орудий довели до 85 градусов и установили приборы управления огнём, что сделало установки универсальными. Они могли вести огонь со скорострельностью 12 выстрелов в минуту на дистанцию до 102 кабельтовых и на высоту до 11 400 метров. Правда, приводы орудий были исключительно ручными, так что скорость наведения оставляла желать лучшего, а это затрудняло сопровождение скоростных воздушных целей.
Впрочем, были на броненосцах и специализированные зенитные орудия – 4х40-мм зенитных автомата от фирмы «Викерс» и 2х20-мм – от фирмы «Мадсен». Но «Викерсы» оказались ненадёжны, и в 1940 году их заменили 40-мм «Бофорсами» – двумя одноствольными и одним спаренным. Скорострельность этих автоматов была невысокой – 120 выстрелов в минуту (у «Викерсов» – 200), дальность стрельбы – 6 000 метров, а досягаемость по высоте – 4 000 метров. 20-мм зенитный автомат фирмы «Мадсен» обладал максимальной дальностью стрельбы 3 000 метров и досягаемостью по высоте – 2 000 метров. К 1944 году количество этих автоматов достигло восьми –
Приборы управления огнём разработала голландская фирма «Хацемейр». Они располагались в пяти постах: боевой рубке, визирном отделении фор-марса, центральном артиллерийском посту и агрегатном посту. В распоряжении артиллерийского офицера имелся визир центральной наводки и 6-метровый дальномер фирмы «Цейс», обеспечивающий замер дистанций от 2 500 до 50 000 метров. Точно такой же дальномер находился на фор-марсе, на высоте 26,8 метра. Такое высокое расположение дальномера обеспечивало стрельбу на дистанции более 110 кабельтовых.
Мачта мечты!
Характерной деталью броненосцев стала массивная мачта, позволявшая кораблям вести огонь с закрытой позиции, спрятавшись за невысокими островками, которых в финских шхерах – великое множество.
Было на броненосцах и некоторое подобие компьютеров: счётно-решающие машины, вырабатывающие данные для стрельбы на дистанции до 167 кабельтовых по целям, движущимся со скоростью до 40 узлов.
В башне главного калибра
Корабли получились хорошо сбалансированными и весьма сильными для своего водоизмещения. Их артиллерия главного калибра уступала в мощности только советским линкорам, существенно превосходя крейсера проекта 26 по массе снаряда – 225 кг против 97 кг (правда, существенно уступая МК-3-180 в дальности стрельбы и скорострельности).
А вот участие этих кораблей в войнах было... неоднозначным.
В Финскую войну броненосцы простояли в Турку, замаскированные белым камуфляжем под два больших сугроба. Бомбили их постоянно, но попасть не смогли ни разу, потеряв при этом восемь самолётов от огня ПВО – 16х105-мм универсальных орудий показали себя очень хорошо при отражении воздушных налётов.
«Вайнемяйнен» ведёт огонь главным калибром
В 1941 году финские броненосцы береговой обороны неоднократно обстреливали ВМБ Ханко. Действовали – безнаказанно, поскольку бомбардировщиков на базе не было, а торпедные катера – ушли в Кронштадт.
Но уже 13 сентября броненосцы под охраной торпедных катеров отправились обстреливать советские позиции на острове Даго. При возвращении «Ильмаринен» поймал кормой советскую мину, опрокинулся и затонул в течение 8 минут. На корабле погибли 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса, спаслось 132 человека, включая командующего флотом и командира корабля капитана 2-го ранга Рагнара Гёрансона.
Потопление «Ильмаринена» в представлении советских художников
Оставшийся в одиночестве «Вайнемяйнен» под командованием капитана 3-го ранга Олави Койвисто в боевых действиях не принимал участия до самого 1944 года – Балтийский флот был заперт в Финском заливе. А в 1947 году был подписан Парижский мирный договор, согласно которому Финляндии запрещалось иметь в составе флота броненосцы береговой обороны, подлодки и торпедные катера.
В общем, корабль у финнов выкупил Советский Союз, в составе Балтийского флота «Вайнемяйнен» служил под именем «Выборг» до 1966 года, когда был разобран на металл.
«Ильмаринен» с визитом в Дании 1933 год
Часто приходится читать о неуязвимости «Вайнямёйнена», который советские ВВС пытались разбомбить до самого конца войны (потопив вместо него крейсер ПВО «Ниобе»). Что ж, неуязвимость его объясняется просто: после потери «Ильмаринена» финны избегали операций с участием оставшегося броненосца – потерять второй флагман за войну им не улыбалось. Прояви «Вайнямёйнен» хоть какую-то активность, его судьба была бы не столь благополучной.
Тем не менее как сам проект кораблей, так и класс стоит признать весьма успешными. Дело в том, что самим фактом своего существования броненосец заставлял советское командование отвлекать силы Балтфлота (в основном – авиацию, но и разведчиков забывать не стоит) на решение задачи по его уничтожению. Классический случай fleet in being!
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: