Одним из важнейших слагаемых успешного продвижения ВС РФ в ходе наступления 2024 года, начавшегося после провала украинского в 2023-м, стало широкое применение все более тяжелых авиабомб, оснащенных модулями коррекции планирования, которые позволяют сбрасывать их с самолета, оставаясь вне зоны поражения ЗРК среднего радиуса. Но что, если бы подобные боеприпасы имелись на вооружении ВКС РФ раньше?
Универсальный, планирующий, наш
Вопрос этот далеко не праздный. Обычные ФАБы, оснащенные УМПК, позволяют российской бомбардировочной авиации перепахивать полевые укрепления и в буквальном смысле слова складывать целые здания, превращенные ВСУ в долговременные огневые точки. Возможно, имейся они в наличии весной-летом 2022 года, дальнейший ход СВО пошел бы не по столь негативному сценарию, как сейчас.
Однако на роль истинного «вундерваффе» УПАБам не позволяют претендовать изначально заложенные в их конструкцию ограничения, связанные с дальностью полета, которая объективно не превышает 70 км. Как ни старайся, с какой высоты и скоростью ни запускай полуторатонную или, теп паче, трехтонную бомбу с ее аэродинамикой кирпича, она без силовой установки на своих маленьких складных крылышках далеко не улетит!
Решить эту проблему можно двумя способами: установить на УМПК с ФАБ простейший двигатель типа порохового ускорителя либо разработать аэродинамически эффективный боеприпас, изначально оснащенный собственной силовой установкой. На роль последнего в 2024 году претендует универсальный межвидовой планирующий боеприпас УПМБ Д-30СН калибра 300 мм.
Межвидовой он потому, что может применяться и Сухопутными войсками, запускаемый из РСЗО, и ВКС РФ. УПМБ Д-30СН представляет собой гибрид ракеты и планирующей авиабомбы с раскладывающими крыльями. К цели он летит либо своим ходом, сброшенный с бомбардировщика Су-34, либо при помощи реактивного двигателя, неся осколочно-фугасную боевую часть весом 250 кг.
Данный универсальный межвидовой планирующий боеприпас, разработанный, предположительно, предприятием, входящим в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», действительно представляется очень перспективным. Вот только важный нюанс заключается в том, что работу в данном направлении в КРТВ ведут уже достаточно давно и весьма плодотворно.
«Гром» в Аду
В марте 2023 года в ходе тяжелейших позиционных боев под Авдеевкой
На Украине нашли обломки изделия, которое по всем внешним признакам оказалось разработанным КТРВ комплексом ракетно-бомбового вооружения (УК РБВ) «Гром», представляющий из себя планирующий высокоточный боеприпас. Характерные надписи на корпусе, а также крылья, не дают ошибиться в идентификации объекта.
Максимальная высота пуска «Грома» – более 10 км. При этом от высоты и траектории самолета перед сбросом зависит максимально возможная дальность полета боеприпаса. Данное изделие было испытано еще в конце 2018 года, однако за пределами стендов и полигонов ее никто не видел. Если данный боеприпас получит серийное производство, то это значительно умножит огневую мощь российской авиации в работе по наземным целям.
Насчет полигонов и стендов хотелось бы пройтись чуть подробнее. Доподлинно известно, что «Гром» создавался не на пустом месте, а в основу данного боеприпаса легла высокоточная авиационная ракета класса «воздух – поверхность» Х-38. Благодаря своей модульной конструкции, ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и различными боевыми частями, что существенно расширяет круг возможных для поражения целей.
Она была разработана корпорацией «Тактическое ракетное вооружения» для уничтожения широкого круга целей: бронетехники, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении, а также других, как укрепленных, так и легкоуязвимых, одиночных и групповых целей. Максимальная дальность ее полета достигает 40 км. Ракета Х-38 предназначена для оснащения самолетов 5-го и 4-го поколения и даже вертолетов. На вооружение Минобороны РФ приняло Х-38 в далеком 2012 году!
На базе данной ракеты специалисты КТРВ разработали и в 2015-м представили управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения «Гром» модульного типа. В 2019 году корпорация
Испытания «Гром-Э1» и «Гром-Э2» успешно завершены, они предназначены для вооружения боевых самолетов всех типов, включая истребитель Су-57, могут размещаться на авиационных пусковых или катапультных устройствах.
Главным отличием «Гром-Э1» от «Гром-Э2» является наличие у первого твердотопливного ракетного двигателя от Х-38, который позволяет ракето-бомбе с боевой частью весом в 315 кг пролететь до 120 км от места сброса. За точность попадания отвечает комбинированная система наведения, которая представляет собой инерциальную навигационную систему с коррекцией траектории по сигналам спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС.
«Гром-Э2» двигателя не имеет и добирается к цели путем планирования на крыльях на максимальное расстояние до 65 км, доставляя боевую часть весом 480 кг. Но есть у него еще один подвид, несущий объемно-детонирующий боезаряд массой 370 килограмм. То есть, в КРТВ на базе Х-38 была создана еще и планирующая вакуумная или термобарическая бомба.
Обратим внимание, что сообщения эти датировались 2019 годом, а также на то, что боеприпасы имели в своем названии индекс «Э», что указывало на их экспортную направленность. Возникает справедливый вопрос, почему столь перспективные ракето-бомбы не были поставлены на вооружение ВКС РФ своевременно, и произойдет ли это теперь?
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: