Лента новостей

00:11
Россия должна вернуть Украине ядерный арсенал
00:05
Этот день в истории - 20 Октября
21:44
Северная Корея нацелилась на создание подводных атомных крейсеров
21:42
Скандальное расследование ФБР о связях Клинтон с Кремлем
21:41
США обвинили Дамаск и всех союзников в попытках помешать освобождению Ракки от ИГИЛ
21:39
Конгресс США признал, что Порошенко захватил власть на Украине
21:37
«Русские сильно опережают американцев в игре в прятки…» Советская Россия глазами индийца
21:34
Что случилось с «крышей» Муженко?
21:32
Европа не признает независимость Каталонии
21:11
Длинная тень Януковича над Киевом
21:10
Перераспределяя ресурсы: почему Пентагон предлагает сократить количество военных баз США в мире
21:09
«Триста спартанцев» Саакашвили
21:08
Гений Павленского не признан жестокой Францией
21:06
Финишная прямая украинского транзита
21:04
Литва мечтает дестабилизировать Россию
21:01
Полякам можно: от былой решительности Киева не осталось и следа!
20:58
В США заявили, что террористы готовят новое «11 сентября»
20:57
Радикалы «Правого сектора» готовы штурмовать Верховную раду уже сегодня
20:55
План порабощения Китая с позором провалился
20:54
Сколько стоят протесты
20:44
Путин продлил свой указ о снижении зарплат высшим чиновникам до 2019 года
20:43
Мычание ягнят как первое последствие майдана-три
20:42
Майдан № 3: Порошенко молчит, а народные избранники прячутся от народа под масками
20:36
Китайская армия станет самой сильной в мире
20:33
National Interest: Российские С-400 меняют правила игры на Ближнем Востоке
20:32
Как депутат Госдумы от Татарстана пишет русофобскую лжеисторию
20:31
Путин: Россия готова поставить на вооружение оружие, приближенное по силе к ядерному
20:30
Польша нашла альтернативу «Северному потоку-2»
18:55
Украина взыщет с Газпрома имуществом
18:51
Киев пускает «Газпром» по миру
18:47
Polska Niepodleg?a: В Вашингтоне завелись русские агенты?
18:43
Центр «гибрида» в Хельсинки: Шпионское гнездо под боком у России
18:38
Минибунт на Украине как символ безучастности
18:33
Кремль вложил в госдолг США ДнепроГЭС и Сталинградский тракторный
17:48
Россия — виновница будущей ядерной войны?
17:03
«Невообразимый удар» КНДР: 5 тыс. американцев пойдут на дно
17:00
AldriMer.no: Россия готовит вторжение на Шпицберген?
16:54
Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний»
09:50
Le Monde: Барометр мирового беспорядка
09:45
«Дом-2» ведет Собчак в президенты
09:37
Project Syndicate: Китайская модель помощи зарубежным странам
09:34
Сорос оценил развал России в 18 млрд долларов
09:28
Sabah: Турция решит, сколько будет стоить нефть
09:25
Турция дожала Россию
09:21
АТОшники в цене
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » Не допустить новой «Чечни»

Не допустить новой «Чечни»

В национальном вопросе Россия унаследовала системную ошибку большевиков

 

Федеральные силы под ГрознымФедеральные силы под Грозным25 лет назад, 6 сентября 1991 года в столице Чечено-Ингушской АССР произошёл государственный переворот. Верховный Совет ЧИАССР был разогнан бандитскими группировками, созданными Исполкомом Общенационального конгресса чеченского народа. В качестве предлога было использовано то, что 19 августа 1991 партийное руководство в Грозном, в отличие от российского руководства, поддержало действия ГКЧП.

С этого момента началась долгая и трагическая история «чеченского конфликта», унёсшего десятки тысяч человеческих жизней.

Можно ли было избежать такого трагического развития событий? Насколько велика вероятность, что в Чечне или какой-то ещё национальной республике при изменении внешнеполитической ситуации в России вновь остро встанет проблема сепаратизма?

— После провала ГКЧП избежать центробежных тенденций стало практически невозможно, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.

— Центральная власть тогда ослабла. А в такой ситуации, как показывает история, окраины, и не только национальные, начинают расползаться, стремиться либо к суверенитету де-юре, либо суверенитету де-факто.

Плюс к этому активно работали западные спецслужбы. Известно, что Джохар Дудаевещё, будучи комендантом города Тарту, проходил обучения в лагерях ЦРУ.

Ну и, конечно, сыграло роль то, что Борис Ельцин пришёл к власти как представитель либерально-демократического толка. Поэтому он не имел политической воли радикально пресекать сепаратистские тенденции. Особенно с учётом политической неопределённости. Тогда ещё формально существовал СССР, который возглавлялМихаил Горбачёв. Хотя последний потерял рычаги управления страной. Армия колебалась. И потому сил пресечь в зародыше сепаратизм и бандитизм в Чечне не нашлось.

Сегодня для Чечни существует двойная централизация. С одной стороны — сильная власть федерального центра, которая предупреждает брожения внутри чеченского общества и чеченской элиты. С другой стороны, сам Рамзан Кадыров является гарантом стабильности внутри республики. Во многом за счёт того, что он сильно привязан к федеральному центру.

— Однако и Чечня и другие национальные республики продолжают оставаться «государствами в государстве».

— Надо сказать, что всё-таки была проведена постепенная унификация законодательства. Наиболее вопиющие положения из Конституций национальных республик убрали. Хотя, конечно, юридическая база для сепаратистских тенденций сохранилась. Но, как показывает историческая практика в России, и не только — юридическая составляющая крайне ограниченно влияет на борьбу с сепаратизмом. Пока де-факто в России сильная централизованная власть, о сепаратизме всерьёз никто не думает. Если власть будет слабая, даже если она перепишет законы, лишив республики всех особых прав, всё равно сепаратизм поднимет голову.

Сейчас в условиях противостояния с Западом федеральная власть вряд ли будет муссировать вопросы с изменением Конституции, чтобы не провоцировать недовольства в республиках.

— В прошлом столетии вопрос идентичности народов практически не учитывался советской властью, — рассуждает директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной Палаты России Валерий Коровин.

— Вслед за Европой в России решили, что этого вопроса просто нет. В мире, где Бог был вынесен за скобки, принадлежность человека к какому-то этносу с его традиционными представлениями на мир, была объявлена ничего не значащей. Поэтому Ленини создавал советское государство, главным образом, на политической основе. И Советский Союз был создан в форме политических республик. Это же касалось и республик в составе РСФСР. Сами народы при этом были как бы приложением к этим политическим образованиям. И для народов единственной формой самосохранения был формат создания собственной национальной республики, где хоть как-то ещё теплились остатки идентичности. Но номинально идентичность русских, татар, чеченцев, удмуртов и так далее считалась преодолённой — мы строили единый советский народ.

С началом девяностых новые либеральные элиты в России так же не хотели учитывать фактор этнической особости. Россия двигалась в глобальный мир атомизированного гражданского общества и потому, казалось бы, какая разница, кто её населяет — русские или татары. Однако с этим были не согласны представители народов, проживающих в России. Наиболее агрессивно противостояли этому чеченцы, которые не поддались плавке в советском плавильном котле. И совершенно не собирались растворяться в глобальном человечестве. Они хотели жить согласно своим традициям. Что совершенно диссонировало с «ельцинской» Конституцией, принятой в 1993 году. И вот, чтобы не оказаться раздавленными либеральным катком, чеченцы и заявили о желании отделиться от России и реализовывать собственный государственный проект.

И сегодня, хоть мы и отказались от марксистской идеологии и от модерна в целом, мы не отказываемся от системной ошибки, совершённой в начале 20-го века. В нашем нормативно-правовом пространстве не существует никаких народов, но существуют республики с названиями этих народов. И получается, что сохранить свою идентичность народ может только в рамках национальной республики. Каждая из этих республик при ослаблении центральной власти потенциально может стать реально суверенным государством, поскольку все механизмы для этого созданы. В нашей Конституции чёрным по белому написано, что Российская Федерация состоит из республик. И с начала 90-х годов большинство республик создали у себя практически все атрибуты государственности вплоть до собственных силовых структур и визового режима с другими субъектами РФ, как это было в Якутии («визовый режим» там был формально отменён только в 2003 году).

Ясно, что при ослаблении федерального центра, многие республики при поддержке Запада тут же «вернутся в девяностые». Поэтому мы продолжаем жить в состоянии неисправленной системной ошибки, которая потенциально может стать фактором риска для России

— То, что произошло в Чечне в 90-х годах, было запрограммированно этой ошибкой? Возможен был иной вариант развития событий?

— Это было запрограммированно, но избежать этого было можно. Если бы постсоветская Конституция была иной, и в ней были бы прописаны этносы России. Тогда бы сама форма национальной республики оказалась бы не нужной. Всем было бы очевидно, что это лишняя надстройка, поскольку Конституция и так признаёт право на существование и самобытность всех народов России. Я думаю, что и в Чечне не возникло бы конфликта, поскольку чеченцы поняли из Конституции, что им дано право жить в России в соответствии с их традициями, а не либеральными ценностями Запада. В конечном счёте, они ведь это и получили. И только потому конфликт угас. Чеченцам сегодня дан полный карт-бланш жить согласно традиции. При этом ещё у них осталось политическая форма самоорганизации в виде национальной республики. Если бы это было сделано с самого начала, конфликт не возник бы.

Сегодня на Кавказе практически все народы живут согласно своим традиционным моделям. Это надо просто легализовать, и тогда мы устраним почву для конфликтов.

— Вы не думаете, что опасность в том, что народы получат конституционный статус, а этнические элиты при этом не захотят отказываться от формата национальных республик?

— Отказ от государственного формата национальных республик должен происходить поэтапно, не революционно. Хотя в своё время автономные республики как раз создавались большевиками, которые никого не спрашивали.

Уход от формата республик не принесёт никакого ущерба их элитам. Они просто становятся не государственными, а административно-экономическими. Всё их влияние и полномочия сохраняются. Это выгодный обмен, поскольку нынешние национальные республики зачастую даже не соответствуют ареалу проживания этносов.

 

Алексей Полубота

Фото: Алексей Панов/ТАСС





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх