Завтра, 11 сентября, отмечается очередная годовщина террористических актов в США, которые подтолкнули администрацию Джорджа Буша-младшего к вторжению в Афганистан, а чуть позже, весной 2003 г., и в Ирак. Помимо последствий этих войн для жителей двух стран и самих США, позорным пятном, связанным с этой военной авантюрой, является секретная тюрьма в Гуантанамо, где до сих пор находятся заключенные. Это место стало не только именем нарицательным, связанным с пытками и двойными стандартами, но и само решение о создании этого центра имело и до сих пор имеет последствия в других точках земного шара.
Исторически база ВМС США в заливе Гуантанамо появилась в соответствии с условиями долгосрочной аренды, заключенной с Кубой в начале ХХ века, когда там было проамериканское правительство. Согласно этому кабальному договору, правительство США осуществляло «полную юрисдикцию и контроль» над землей, которую оно там занимало. После Кубинской революции Фидель Кастро попросил покинуть территорию, но США отказались. Фактически это оккупированная США территория Кубы, хотя в Вашингтоне ссылаются на договор. Важно отметить, что во время Карибского кризиса одним из пунктов переговоров, который отстаивала кубинская сторона, был уход американских военных. Однако при окончательном соглашении с США советская сторона, к сожалению, не стала настаивать на выводе базы, и она там осталась.
Одной из ключевых идей создания центра содержания под стражей в Гуантанамо было стремление американского командования в Афганистане переложить задачу содержания пленных противника за пределы страны, чтобы военные смогли сосредоточиться на боевых операциях. В ноябре 2001 года администрация Буша рассматривала различные варианты размещения, в том числе на материковой части США, на американских военных базах в Европе, в Пакистане, на островах Тихого океана и даже на кораблях ВМС. Но в итоге выбор пал на Гуантанамо,
Министр обороны США Дональд Рамсфелд объявил о создании нового центра в Гуантанамо американской общественности 27 декабря 2001 г., а первые задержанные прибыли через две недели.
Другим критическим решением администрации Буша стало обозначение пленных, в основном захваченных на афганской земле, в качестве «незаконных комбатантов», а не как военнопленных. Если во время традиционных вооруженных конфликтов между государствами в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, в частности Третьей Женевской конвенцией, военнопленным должен быть обеспечен минимальный уровень ухода, который включает безопасное размещение, достаточное питание и медицинскую помощь, а также запрещается подвергать заключенных насилию, пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению, то для «незаконных комбатантов» не было подобных условий. Вообще, это был юридический новояз, который не определен ни в каких конвенциях и договорах, а в США посчитали, что Женевские конвенции неприменимы к конфликту с запрещённой в России «Аль-Каидой». «Война с терроризмом открывает новую парадигму», – написал президент Буш в феврале 2002 года в
В своем юридическом обосновании этого решения администрация Буша заявила, что заключённые «Аль-Каиды» являются частью негосударственной группировки, которая не является участником Женевских конвенций.
В документе
И хотя Афганистан является участником этих конвенций, заключённые талибы не получали никакой защиты, которая положена военнопленным, поскольку они, согласно Белому дому, не соответствовали критериям для военнопленных, изложенным в Третьей Женевской конвенции.
Что поразительно, США постоянно настаивали, чтобы в отношении ряда террористических группировок, особенно тех, которые действовали на территории Северного Кавказа в России, использовались термины и процедуры, которые позволят давать им права в соответствии с Женевской конвенцией. Иначе говоря, есть «хорошие террористы», которых США называют борцами за свободу (кстати, основателя «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена в США тоже называли борцом за свободу, когда в 80-х годах он воевал против законного правительства, поддерживаемого СССР), а есть и плохие – это те, кто угрожает интересам США. Вот в отношении них никакие конвенции и договоры не действительны, поэтому к ним можно применять и пытки, и жестокое обращение.
В Гуантанамо были отправлены не только граждане Афганистана и соседнего Пакистана. В застенки этой тюрьмы попали представители почти 50 государств. Известно, что восемь заключенных было из России. Больше всего оказалось граждан Афганистана (219), Саудовской Аравии (134), Йемена (115) и Пакистана (72). Всего было захвачено и отправлено в Гуантанамо 780 человек, последний из них – в 2008 г.
Безусловно, опыт США по экстерриториальным тюрьмам стал применяться и в других местах по принципу прецедента.
После 2001 г. ЦРУ также проводило допросы «особо ценных задержанных» в секретных учреждениях в зарубежных странах, включая Таиланд и Польшу, а затем переводило некоторых из этих задержанных в Гуантанамо.
Также известно о секретных тюрьмах ЦРУ в
После погружения Ливии странами НАТО в хаос в 2011 г. ЕС также организовал там
А недавно газета The Daily Telegraph
Таковы последствия доктрины Буша и прецедента тюрьмы в Гуантанамо, страница которой все еще не закрыта.
Читайте нас: