Теорема Тарана, как известно, беспощадна: каждая следующая украинская перемога неизменно оборачивается всё более и более позорной зрадой с такой неизбежностью, что теорему впору переименовать в аксиому.
Самым ярким подтверждением этого за последнее время служит, безусловно, скоропостижная гибель первого из шести фактически предоставленных ВВСУ истребителей F-16. Как мы помним, пышная приёмка новых игрушек в состав украинских воздушных сил состоялась всего лишь 4 августа, а уже 26 августа один из них был уничтожен в воздухе вместе с лучшим пилотом украинским же ЗРК Patriot.
Судя по внезапной отставке главкома ВВСУ Олещука и сообщениях американской прессы о том, что некие признаки «дружественного огня» Пентагон всё-таки разглядел, попытка Киева списать потерю на аварию не удалась – «обвундервафлились» по самые уши. Подобный факт в любом случае очень больно ударил бы по имиджу украинских вояк и перспективам дальнейших поставок высокотехнологичного оружия, но в реальности потеря произошла в особенно «удачный» момент.
Мягко говоря, не секрет, какие большие надежды фашисты возлагают и как настойчиво лезут из кожи вон, чтобы заполучить дальнобойные ракеты западного производства. Планы на них большие: Киев планирует бить ими по аэродромам нашей тактической авиации, чтобы хоть немного снизить интенсивность воздушных ударов, а также терроризировать население атаками по энергетическим и особенно ядерным объектам. 2 сентября Зеленский в очередном дежурном обращении прямо заявил, что дальнобойность – ключ к перемоге, и отчасти это правда: с дальнобойным оружием украинская сторона могла бы рассчитывать хоть немного сократить отставание «по очкам».
И вот ведь совпадение: friendly fire одного импортного «чудо-оружия» по второму случился в разгар очередной «хитрой» военно-
Медленно «батоны» уплывают вдаль
В августе киевский режим значительно увеличил интенсивность атак по объектам в глубине российской территории. В течение месяца противник неоднократно проводил массированные запуски десятков дронов-камикадзе за раз, а кульминация была достигнута в ночь на 1 сентября, когда над Россией пролетело были запеленгованы более полутораста вражеских объектов. Кроме воздушных камикадзе, в ряде случаев (например, 9 августа) выпускались также пачки безэкипажных катеров-брандеров и одиночные ракеты разных типов.
Выборка целей для всего этого арсенала оставалась традиционной: военные аэродромы, нефтезаводы и нефтебазы. К сожалению, в раде случаев массированные удары принесли фашистам успех – например, 18 августа после попадания камикадзе начался пожар на нефтехранилище Росрезерва в Ростовской области, который тушили почти неделю. 22 августа на аэродроме Мариновка были поражены несколько нелётных бортов Су-34. 1 сентября были попадания по Каширской ГЭС и Московскому НПЗ, также вызвавшие пожары.
Тем временем украинская пропаганда активно отрабатывала информационную часть операции, вываливая одну перемогу за другой. 25 августа был помпезно озвучен финал испытаний реактивного дрона-камикадзе «Паляница», который имеет-де неплохие шансы перевернуть ход войны. 27 августа лично Зеленский сообщил иностранным журналистам о готовности некоей украинской баллистической ракеты большой дальности. Это «вундерваффе» оказалось настолько секретным, что в качестве иллюстрации украинским рупорам пришлось использовать слегка подретушированные фото... северокорейской МБР, на которой поленились замазать характерные иероглифы.
Словом, все материальные и информационные силы были брошены на то, чтобы создать очередную переможную картинку, на этот раз – действенности ударов по территории РФ. В этом смысле августовская волна украинских воздушных атак очень схожа с вторжением ВСУ в Курскую область, с которым она и была синхронизирована для пущего эффекта.
Впрочем, не так уж трудно было заметить, что поддерживать массовость атак противник не мог, и между большими налётами по сотне оставались многодневные «зазоры» лишь с двумя-тремя десятками камикадзе в сутки, которые уничтожались нашими зенитчиками достаточно уверенно. Кроме того, основной ущерб нанесли массовые винтомоторные дроны, прорвавшиеся через перегруженную ПВО, а «Паляницы» и мифические украинские ракеты, если и использовались на самом деле, никак себя не показали.
Но причинение ущерба как таковое и не было основной целью: гораздо важнее было создать бодрый фон для визита главы администрации Зеленского Ермака и министра обороны Умерова в Вашингтон, куда они отправились 29 августа. С собой челобитчики повезли ни много ни мало «инвестпроект»: схему расположения целей в глубине РФ, которые ВСУ могли бы уничтожить американским дальнобойным оружием, будь его в достатке. Сообщается, что всего в этом перечне 245 различных военных и гражданских объектов, в том числе 16 авиабаз.
Однако пронять американцев снова не удалось. 28 августа, накануне прибытия двоих из жовто-блакитного ларца, представитель Пентагона Райдер сообщил прессе, что никаких разрешений на удары по российской территории Киев не дождётся. 1 сентября, уже раскрывая подробности переговоров Остина с гостями, он же высказался более предметно: дополнительных поставок ATACMS на Украину скорее всего не будет, поскольку запасы ракет малы, а выпуск ещё меньше. Надо полагать, не последнюю роль в отказе сыграли и другие сугубо практические факторы: геноцид американских РСЗО, подогнанных на «пистолетную дистанцию» в приграничье Курской области, и конфуз с F-16 – тема «дружественного огня» была поднята как раз 29 августа. Выходит, Ермаку с Умеровым даже не стоило ехать?
F for ‘fake’
3 сентября агентство Reuters (как обычно, со ссылкой на неких информированных анонимов) сообщило, что в Белом доме якобы почти созрели для передачи ВВСУ крылатых ракет JASSM, которые предполагается запускать с F-16. Якобы юридически КР могут оказаться уже в ближайшем транше военной помощи для Киева – правда, до фактического начала поставок пройдут ещё долгие месяцы.
Осталось разобраться, что это, успех, неудача или пустое сотрясение воздуха. Как мы помним, разговоры о возможности передачи Киеву ракет этого типа начались не так давно, всего лишь в августе, и опять же в прессе – в издании Politico, если точнее. Никакой официальной информации о подобных планах ни из Пентагона, ни тем более из администрации Байдена (или Харрис, тут уж не разберёшь) до сих пор не поступало – как, впрочем, и опровержений.
Собственно, все спекуляции на эту тему строятся на том, что JASSM – буквально последнее, не считая немецких Taurus, образец оружия такого класса,
Кроме того, истребители старых модификаций, которые уже поставлены или ещё будут поставлены Киеву, не могут использовать эти ракеты без некоторых доделок. На этом можно было бы поставить точку, тем более что 4 сентября Пентагон официально заявил об отсутствии каких-либо планов относительно JASSM.
Есть, однако, любопытный нюанс: 31 августа появились сообщения, что Белый дом отказался отправить на Украину гражданский персонал для обслуживания и ремонта F-16, поскольку невозможно гарантировать его безопасность. Раз отказались – значит, кто-то об этом попросил, но ведь текущим обслуживанием импортных самолётов в ВВСУ должны заниматься собственные
Наконец, помощь работников Lockheed Martin гипотетически могла понадобиться как раз для переоборудования F-16 в носители JASSM, поскольку украинские авиатехники такими навыками и оборудованием точно не располагают. Есть мнение, что подобная переделка какого-то количества машин как будто «невзначай» и была ещё одним этапом хитрого плана Зеленского: дескать, у нас уже есть, с чего стрелять, только дайте ракет.
Учитывая, какие объёмы американского оружия на Украине были «потеряны» звёздно-полосатыми аудиторами, попытка провернуть такое дельце мимо кассы не кажется чем-то совсем уж невероятным. Впрочем, если она и была на самом деле – похоже, что провалилась, и остаётся только давить на жалость через заказные публикации иностранных газетчиков и пытаться организовать «коренной перелом» с тем, что есть на руках.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: