Лента новостей

05:45
Самый современный боевой самолет России стал еще быстрее и маневреннее
05:44
Рамадан Абдель Аль: Россия в Тихом океане... Конкуренция с Японией
05:43
ВС РФ заняли село и продвинулись в восьми локациях под Покровском и Курахово
05:42
Непомерная ненависть ко всему русскому
05:40
Учёные нашли способ вернуть раковые клетки в здоровое состояние
03:25
Дракула - воевода
03:03
Кураховская ТЭС пала: новости СВО от 29 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1039-й день спецоперации России на Украине
02:33
РЖД тестируют робопсов для работы на опасных участках (ВИДЕО)
01:45
В честь года змеи в России начали страховать здоровье домашних змей
01:44
Раскрыта новая уловка МФО по отъему денег у россиян
01:42
Как США угробили свой военный флот
00:54
Джон Миршаймер: Запад не хотел вести переговоры с Россией по поводу Украины, потому что рассчитывал на победу
00:11
Свободные и вернувшиеся
23:22
В России впервые оценили бедность с учетом пола, возраста и места жительства
22:59
Набрано более 133 тысяч человек: в Минобороны отчитались о завершении осеннего призыва
22:51
 Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами  Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами
22:36
Бывший Главком ВСУ констатировал необходимость снижения мобилизационного возраста до 18 или 20 лет
22:35
Несовершеннолетние украинцы массово бегут за границу под видом туристов
22:34
Путин в разговоре с Алиевым извинился за катастрофу с азербайджанским самолётом
22:33
Журналист «Известий» погиб в зоне СВО
22:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 декабря
21:59
Влияние искусственного интеллекта на будущее образования  Влияние искусственного интеллекта на будущее образования
21:44
В Новый год - с новыми законами: президент России подписал около 60 законов
21:39
Санкционное яблоко раздора Евросоюза
20:03
Путин утвердил новую стратегию противодействия экстремизму
19:06
Зеленский в истерике, Шольц будет в шоке - Новости
18:57
«Архангельск» вступает в строй: новейшую атомную подлодку передали ВМФ России
18:38
Владельцы флагманских смартфонов Samsung получили возможность подключиться к спутникам Starlink
18:31
«Газпром» с 1 января прекращает поставки в Молдавию из-за долгов
18:29
Америке мало полусотни штатов: срочно понадобился ещё один?
18:26
Евросоюз заблокировал Telegram-каналы российских СМИ
18:25
«Газпром» решил прекратить поставки в Молдавию с 2025 года
17:44
На Украине в 2024 году сожгли почти 350 автомобилей военкомов и военных ВСУ
17:24
Вечерний Излучатель: Новый год в блокадном Ленинграде
16:56
На Украине сожгли почти 350 автомобилей военкомов военных ВСУ в 2024 году
16:49
Путин и Алиев обсудили крушение самолета AZAL
16:32
В США строят экспериментальную дорогу из радиоактивного материала
16:10
Реалистичная графика для AAA-игр стала слишком дорогой и ненужной
16:02
Гибель сухогруза Ursa Mayor и проблема западного терроризма на морях
15:46
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 9 (тизер)
15:31
Временное перемирие с Украиной не устранит угрозу реваншистской войны
15:18
Тренд 2024 года - бум подержанных машин в России. Новые слишком дороги
15:16
Фицо не собирается прислуживать Зеленскому и пригрозил прекратить поставки электроэнергии на Украину
15:08
Россия вышла из соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе
14:55
Вино римлян, звук из центра земли, перепись белых карликов | Новости науки
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Евразийский коридор Россия – Монголия – Китай: не только экономика

Евразийский коридор Россия – Монголия – Китай: не только экономика


Переговоры Президентов России и Монголии в Улан-Баторе

Среди документов, подписанных по итогам визита Президента России Владимира Путина в Улан-Батор, – соглашения о сотрудничестве в области поставок нефтепродуктов, а также об обеспечении Монголии авиатопливом, подписанные российским энергетическим ведомством и Министерством промышленности и минеральных ресурсов Монголии. По словам главы российского государства, в 2023 году более 90% бензина и дизельного топлива поступило в Монголию из России, «и мы неизменно откликаемся на просьбы монгольских друзей о содействии в удовлетворении растущих потребностей в топливе и горюче-смазочных материалах, в том числе на льготных условиях».

Кроме того, Россия построит в Монголии новую угольную электростанцию и будет управлять ею в дальнейшем, сообщил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Эти и другие договорённости призваны укрепить энергетическую безопасность родины Чингиз-хана и открыть новые возможности для российских компаний на монгольском рынке.

Планы Москвы и Улан-Батора по дальнейшему развитию двусторонних отношений предполагают дальнейшее развитие международного грузового транзита через Монголию и нацелены на более активное использование транзитных возможностей транспортной системы страны и стыкующегося с ней Транссиба. В более широком контексте речь идёт об укреплении позиций России, Монголии и Китая в общемировых транспортно-экономических взаимосвязях. Вероятно, переговоры на эту тему будут продолжены в ходе октябрьского саммита межгосударственного объединения БРИКС в Казани, приглашение на который принял президент Ухнаагийн Хурэлсух.

В сравнении с традиционными перевозками КНР – Урал – европейская часть России через регионы российского Дальнего Востока и Восточной Сибири перевозки через Монголию сокращают этот транзитный маршрут минимум на четверть, что, соответственно, обеспечивает меньшие транспортные расходы для российской стороны. В плане транзитных платежей (поскольку китайская сторона тоже заинтересована, как отмечают многие эксперты КНР, в большем объеме транзита через Монголию в направлении на те же регионы РФ и далее в Европу) вполне возможно и целесообразно формирование единых сквозных тарифов. По имеющейся информации, унифицированные тарифы используются на этом направлении для ряда контейнерных транзитных грузов, что облегчает трансграничное сообщение. Думается, к трёхсторонней выгоде Москвы, Пекина и Улан-Батора требуется расширение сферы применения таких тарифов.

«Монгольский» евразийский маршрут актуализируется также в силу геополитических обстоятельств – известно, что традиционный морской экспортно-импортный маршрут через Южно-Китайское море, Малаккский и ряд других проходов весьма уязвим по причине обостряющихся противоречий между соседними странами, усиленно раскачиваемых англосаксами в антикитайском ключе.

Ещё сложнее складывается ситуация на международном маршруте Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал – Восточное Средиземноморье, сокращая соответствующие транзитные перевозки. Мягко говоря, остаётся небезопасной ситуация в Персидском заливе и особенно в Ормузском проливе, что снижает конкурентоспособность основного маршрута МТК «Север – Юг», связывающего иранские порты с Россией через Каспийский регион. Если верить некоторым телеграм-каналам, боевики йеменского движения «Ансар Алла» могут обстреливать, сами того не зная, уже и танкеры с российской нефтью, следующие под флагами третьих стран, и «в результате, суда с российской нефтью и топливом, идущие в Индию и Китай, вынуждены использовать более длинный маршрут через мыс Доброй Надежды, несмотря постоянно растущие цены на фрахт. По данным Reuters, в июле объемы транспортировки топлива из России в страны Азии через Африку выросли в два раза до рекордных 1,1 млн тонн». Между тем взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться, что сверхдальняя альтернатива в обход Африки обходится всё дороже, в т.ч. из-за транзитных платежей, взимаемых не только входящей в ЮРИКС ЮАР, но и недружественной Францией, контролирующей часть юго-западной акватории Индийского океана с тамошними островами.

Таким образом, развитие евроазиатских грузоперевозок КНР – Монголия – РФ обретает не только экономическую, но и возрастающую геополитическую значимость. В этой связи начавшееся строительство восточномонгольской магистрали из Чойбалсана до южного сектора монгольско-китайской границы (протяжённостью примерно 550 км) обеспечит дополнительную, притом кратчайшую транзитную железнодорожную связку центрального и северного Китая с Монголией и далее с Россией.

Железнодорожная система Монголии (красный цвет – запланированные новые линии на 2024-26 гг., синие – планируемые до 2030 г. включительно)

В свою очередь, запланированные дополнительные железнодорожные связки Восточной Монголии (через Чойбалсан) с северо-восточным Китаем позволят разгрузить примыкающие погранпереходы между КНР и РФ (Забайкальск – Маньчжурия, Благовещенск – Хэйхэ), а вместе с тем сформируют менее протяжённый коридор связывающий северо-восток КНР, восточную Монголию и восточносибирский сектор Транссиба. 

Отметим в этой связи, что ещё в сентябре 2020 г., согласно официальному релизу ОАО «РЖД», оно было «готово предоставить всю свою компетенцию, чтобы в Монголии создать единую железнодорожную сеть на базе "Улан-Баторской железной дороги" (в совместном управлении РФ и Монголии. – Прим. ред.). И помочь в развитии не только единой железнодорожной сети, но и экономики Монголии». По имеющейся информации, доля российских и китайских инвестиций в проекты развития стальных магистралей Монголии к началу 2030-х гг. суммарно составят как минимум 30%. Взамен Улан-Батор предоставит дополнительные льготы для перевозок внешнеторговых грузов РФ и КНР и для международного грузотранзита, следующего из этих стран или в эти страны через Монголию. 

Стратегическая значимость трансмонгольских коридоров предопределяется вышеупомянутым более коротким перевозочным расстоянием от основных портов северо-восточного Китая (Далянь, Даньдун, Тяньцзинь, Ляньюнган, Циндао) до Урала и европейской части России именно через Монголию.

Подтверждение вышеупомянутых факторов и тенденций, включая растущую значимость монгольского коридора для КНР, находим и в рекордной перевозочной динамике на трансмонгольской Улан-Баторской железной дороге общей протяжённостью около 1800 км по линии Наушки (РФ / Транссиб) – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Сайн-Шанд – Дзамын-Удд (Монголия) – Эрлянь (КНР) с рядом ответвлений (в самой Монголии). В текущем году, по данным управления, эта дорога установила «исторический рекорд по грузоперевозкам через границу России и Монголии». Только за первое полугодие 2024 г. они составили 4,3 млн. тонн, превысив уровень первого полугодия 2023 года на 11,4%. Это «наивысший результат за всю историю грузоперевозок в этом направлении». Причем из данного объема 3,48 млн. тонн – перевозки из России в Монголию, почти 2 млн. тонн составили транзитные грузы в Китай. В обратном направлении – из Монголии в РФ – было доставлено 860,2 тыс. тонн, в т. ч. 785,5 тыс. тонн – транзит из КНР.

Известен пристальный интерес западных транснациональных корпораций к запасам редкоземельных металлов на территории Монголии, что находит отражение и в активно продвигаемой коллективным Западом концепции «третьего соседа» в стране, граничащей только с Китаем и Россией. Известно также о деятельности в Улан-Баторе трёхсторонней комиссии по редкозёмам в формате Монголия – США – Южная Корея, в то время как потенциал отношений с Россией раскрыт далеко не в полной мере. Среди прочего в Монголии имеется литий, запасы которого только на границе с Россией составляют около 27 тыс. тонн. В прошлом году Париж и Улан-Батор подписали соглашение на сумму 1,7 млрд долл., открывающее путь к добыче урана в стране, что вряд ли стало бы возможным без соответствующих договорённостей с Пекином. Кроме того, страна занимает 10-е место по запасам угля, 7-е по запасам меди, месторождения которой активно осваивают Германия, те же Франция, США и Южная Корея, пытающиеся, как и в других регионах мира, активно влиять на местные элиты в выгодным им направлении.

Россия является одним из главных внешнеэкономических партнёров Монголии, за первые семь месяцев текущего года товарооборот вырос более чем на 20%, коммерческие расчеты между странами практически полностью осуществляются в альтернативных евро и доллару валютах, отметил в ходе визита в Улан-Батор Владимир Путин. Отношения с соседней страной приоритетны для России, и теперь их надлежит диверсифицировать, что ещё более актуализирует транспортные и иные взаимовыгодные проекты в «треугольнике» Россия – Монголия – Китай, объединённом как совместными интересами, так и общими вызовами.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх