Санкции, введенные западными странами, послужили стимулом для развития импортозамещения и позволили России перейти к более активной и независимой политике, направленной на создание собственной промышленности, в том числе и производстве БПЛА. В то же время, микроэлектроника по-прежнему является ключевым фактором зависимости от зарубежных поставщиков при производстве различных дронов.
Об этом, как сообщается на сайте Ассоциании «АЭРОНЕКСТ», рассказал её глава Глеб Бабинцев, комментируя предложение Росавиации Минтрансу производить беспилотники в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) в дружественных странах Азии, Африки и Латинской Америки.
«О таком предложении Росавиации мне неизвестно, есть лишь письмо с корректировками проекта перечня поручений президента с пунктом — расширение экспорта. Расширение экспорта — это в любом случае правильный вектор, мы тоже выступаем с такими инициативами, но нужно тонко к этому подойти и не сделать так, чтобы бизнес ушел в другие юрисдикции», — сказал Бабинцев.
Он считает, что необходимо наладить производство отечественных беспилотников в России, включая разработку и выпуск комплектующих, таких как оптико-электронные системы, матрицы, объективы, двигатели, воздушные винты, антенны и модемы. А перенос производства в дружественные страны не является полноценным отечественным производством, поскольку оно будет осуществляться из комплектующих другой страны.
«Второе, это работа по стандартизации. Нужно радикально обновлять подходы, то есть выйти из позиции ожидания, пока там все напишут, а мы лишь переведем. Надо перейти к разработке своих стандартов и их продвижению на дружественные рынки, потому что именно стандарт является теми рельсами, по которым продукция и услуги идут на экспорт», — добавил гендиректор Ассоциации.
Отвечая на вопрос о количестве китайских комплектующих в современных беспилотниках, Бабинцев заявил, что за последние два года уровень локализации производства вырос на 20-30%. В то же время, он признал, что микроэлектроника по-прежнему является ключевым фактором зависимости от зарубежных поставщиков.
Ранее сооснователь и первый заместитель генерального директора компании «Флай Дрон», эксперт рынка Национальной технологической инициативы «Аэронет» Александр Каниовский отмечал, что преодоление зависимости от поставок микроэлектроники должно стать следующим этапом развития отрасли БАС в России.
«Что касается конструктивных элементов различных типов беспилотников, то на российском рынке есть ряд крупных игроков, которые самостоятельно делают планер, пропеллеры и прочую "начинку" беспилотных воздушных судов. Это "Геоскан", "Радар ммс", "Аэромакс". Кроме того, сюда можно добавить еще несколько менее крупных компаний. Но с комплектующими пока, все-таки, есть проблемы, о стопроцентном импортозамещении речь пока не идет. В частности — трудности с микроэлектроникой, здесь мы существенно зависим от импорта. Также есть проблемы с двигателями, особенно, с электрическими», —
«Российская отрасль БАС полностью конкурентоспособна и импортонезависима в части программных решений для управления беспилотными комплексами и обработки полученных данных. Что касается компонентов БАС, то, прежде всего, в микроэлектронике, зависимость от импорта по-прежнему сильна. Отечественные разработки в этой части пока еще не достигли необходимых показателей и не выведены в серийное производство», —
Генеральный директор компании «Оптиплейн Аэродинамика» (Дмитрий Шестков, отмечая развитие отрасли беспилотников, также признает, что «по функциональным комплектующим, таким, как электроника, силовая электроника, оптические матрицы, пока остаемся зависимыми от импорта». По его мнению, «при условии планомерного развития, разрыв сможем преодолеть года через два».
В России в этом году начал реализовываться национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), включающий пять федеральных проектов. Объем финансирования этих мероприятий в 2024 - 2026 годах составит 67,6 млрд руб. Нацпроект предполагает, в частности, создание сети региональных научно-производственных центров, а также реализацию различных образовательных программ, в том числе для школьников и студентов.
Читайте нас: