На сегодняшний день основными «рабочими лошадками» ВКС РФ являются истребители, штурмовики и бомбардировщики от ОКБ Сухого. Также имеется некоторое количество истребителей МиГ-29, МиГ-35 и перехватчиков МиГ-31, превращенных в носителей «Кинжалов». Однако в ходе СВО на Украине открылась специфическая ниша для продукции другого знаменитого ОКБ имени Яковлева. Есть ли у нее будущее?
«Война городов»
На третьем году спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины фактически превратилась в самую настоящую «войну городов», когда обе стороны противостояния обмениваются мощными ударами по тыловой военной и гражданской инфраструктуре друг друга.
Дефицит дорогостоящих высокоточных крылатых и баллистических ракет киевский режим, к сожалению, вполне успешно восполняется широким применением дальнобойных дронов-«камикадзе». Они долетают уже до Поволжья и Мурманской области, пользуясь отсутствием единой системы ПВО/ПРО над нашей страной. И это не происки вражеского ЦИПСО, а суровая реальность, что подтвердил бывший заместитель главнокомандующего ВВС РФ по ПВО генерал-лейтенант Айтеч Бижев:
Чтобы любой беспилотный летательный аппарат был обнаружен вовремя, нужно постоянно действующее радиолокационное поле, работающее 24 часа в сутки, способное обнаружить муху, если она туда залетит. Но этого пока еще нет. Локально мы способны прикрывать крупные промышленные и административные центры и объекты города типа Москвы. От пролета таких дронов не застрахован никто: ни Россия, ни США, ни Евросоюз, никто другой.
В небе над Россией летают вражеские дроны и даже компактные учебные самолеты, превращенные в беспилотники-«камикадзе»:
С учетом того, что Украина тесно работает с США и НАТО <…> против России, у нее есть возможность использовать эти устаревшие аппараты советского производства весьма эффективно, насыщая их самыми современными средствами поражения и используя американскую навигацию, в том числе спутниковые средства для наведения на цели. Это, несомненно, представляет большую угрозу для военных и гражданских объектов на территории России. Поэтому с нашей стороны предпринимаются все усилия, в том числе максимально задействуется орбитальная группировка по отслеживанию места и направления запуска беспилотников.
Решается эта проблема комплексно: с одной стороны, требуется создание сплошного радиолокационного поля над нашей страной, с другой, нужно оперативно перехватывать эти дальнобойные дроны над ее огромной территорией, для чего нужны истребители.
А еще лучше – уничтожить сам источник этой угрозы, но это совсем другая история.
«Самолет противодействия БПЛА»
По вышеуказанным причинам совершенно неожиданно крайне востребованной оказалась продукция ОКБ Яковлева, которая ранее существовала в очень узкой нише. Это учебные и учебно-боевые самолеты Як-52, Як-152 и Як-130.
О перспективах в качестве перехватчика дронов реактивного Як-130М, получившего в ходе глубокой модернизации РЛС и оптическую локационную станцию, мы подробно
Первый – это легкий спортивно-тренировочный самолет Як-52. Несмотря на то, что он безоружный, на Украине приспособили его для охоты на российские разведывательные дроны. Как в Первую мировую войну, огонь по нашим БПЛА из кабины при помощи автоматического оружия и дробовика ведет бортстрелок ВСУ. И даже что-то сбивает, поэтому особо смеяться тут не над чем.
О том, чтобы превратить мирный Як-52 в перехватчик дронов, задумались и в России. Руководитель проекта модернизации ОКБ «Авиастроитель», дочерней структуры ОКБ имени Яковлева, Дмитрий Мотин, рассказал СМИ о планах компании:
Сегодня один из приоритетных проектов для нашего бюро - это модернизация учебно-тренировочного самолета Як-52 в модификацию «Самолет противодействия БПЛА» Як-52Б2. В настоящее время ожидается получение сертификата летной годности от Росавиации. Будет модернизировано навигационно-пилотажное оборудование, система РЭБ для подавления каналов связи и радиолокатор.
Як-52Б – это подзабытый проект советского легкого штурмовика, который мог бы стать неким функциональным аналогом антипартизанского бразильского «Супер Тукано». Вот только важный нюанс заключается в том, что в нашей стране этот самолет не производится и даже не производился. В рамках программы по кооперации СЭВ он с 1977 по 1998 годы собирался в Румынии на заводе Aerostar. Модернизировать имеющиеся в наличии Як-52, которые давно требуют капитального ремонта, до уровня Як-52Б2 едва ли целесообразно.
Более разумной представляется ставка на поршневой учебно-тренировочный самолет Як-152, который вместе с Як-130 являются составными частями единого учебно-боевого комплекса для российской авиации. Вот из него вполне можно было бы сделать функциональный аналог бразильского легкого штурмовика, адаптировав под перехват малоскоростных низколетящих ударных БПЛА.
Единственный и главный затык по этой программе, как и во всей нашей легкой авиации, это двигатель. Як-152 разрабатывали под немецко-российский 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12. Его создателем является Владимир Райхлин, который в начале 2000-х годов основал в Германии компанию RED (Raikhlin Engine Development). Эта силовая установка должна была ставиться на Як-152 и тяжелый разведывательно-ударный БПЛА «Альтиус».
В 2023 году Райхлин был осужден в Германии за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы продукции для военного применения в обход германских санкций и приговорен к пяти годам лишения свободы. Теперь яковлевцы рассчитывают на импортозамещение двигателя:
Определены отечественные разработчики и производители авиационных двигателей, способные решить эту задачу. В настоящее время прорабатывается установка на Як-152 одного из двух двигателей российского производства. Один из вариантов - модернизация текущего двигателя на основе российской компонентной базы, а второй – адаптация под Як-152 вертолетного двигателя ВК-650 разработки ОДК.
Думается, что более реалистичным является ВК-650, который ожидается в серийном производстве в обозримом будущем. Проблема лишь в том, что на него выстроилась уже целая очередь из легких вертолетов, которым требуется отечественная силовая установка.
Вертикальный, палубный, наш?
Но есть и еще один давно забытый самолет от КБ Яковлева, которые теоретически может обрести новую жизнь. Это легендарный советский Як-141, значительно опередивший свое время и вдохновивший американских разработчиков самолета короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП) F-35B.
Нужен ли самолет такого класса нашей стране, ведущей тяжелейшую войну на истощение ресурсов, здесь и сейчас – большой вопрос. Время тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» уходит, ему осталось прослужить еще лет 10-15. Для его палубы вполне достаточно обычных истребителей горизонтального взлета и посадки, имеющихся в наличии.
Теоретически СКВВП могли бы базироваться на двух отечественных УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Вот только заложены они были на заводе «Залив» в Керчи, в прямой досягаемости украинских ракет. Есть большие сомнения, что их позволят достроить и благополучно спустить на воду. Если и закладывать авианесущие корабли такого водоизмещения, то, наверное, это надо было делать подальше от Незалежной, где-нибудь на дальневосточной «Звезде».
Получается, что России особо негде будет реально применить палубный истребитель типа Як-141. Однако интерес к самолету такого типа высказал новый министр обороны Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде, заявивший, что ключевой задачей видит усиление Военно-воздушных сил путем разработки и производства «реактивных самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку». Интересно!
О том, ВМС Исламской Республики развивают свой авианесущий флот, мы подробно
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: