Лента новостей

17:19
Экс-мэру Макеевки и бывшему главе Минпромторга ДНР могут дать 15 лет тюрьмы
16:29
На Украине рассказали о скором появлении детских комиксов про Бандеру
15:54
ФНС подала иск к закрывшемуся «по техническим причинам» магазину «Плеер.ру» на 10 млрд рублей
15:50
Северная Корея спрогнозировала уничтожение Украины
15:49
Вятрович анонсировал выход комиксов с Бандерой для детей
15:42
Readovka: как русские стали уезжать массово из Казахстана
15:41
Латвия и Литва не поддержали новые санкции ЕС против РФ
14:59
Франция погружается в политический и социальный хаос
14:19
Евросоюз упрашивает США смягчить санкции против российского Газпромбанка
14:18
Удобно быть прокладкой. Литва и Латвия не дали ввести новые санкции против России
14:17
Российские бойцы продвигаются в Часов Яре
14:16
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 7 декабря
13:55
Юрий Подоляка: сводка СВО на 07.12.2024, наступление России - ВС РФ теснит ВСУ на юге и берёт под контроль новые рубежи
13:49
Поисково-спасательные группы авиации сопровождают вертолёты ВС РФ в курском приграничье
13:16
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 7 декабря, день
13:04
Расчёты FPV-дронов разбили позиции ВСУ в зоне СВО
12:58
Нужны ли ВМФ РФ аналоги турецких УДК TCG Anadolu
12:43
Киевский режим получил новую партию самолётов F-16
12:42
Сальдо выступил против заморозки конфликта по линии фронта
12:37
Страж интересов Израиля Дональд Трамп и «мир через силу» на Ближнем Востоке
12:23
И танки горят и снаряды не рвутся - Новости
12:19
Срочно! Жаркие бои за Новый Комар: карта боевых действий на Украине сегодня, 07.12.2024, последние новости, сводки с фронтов из зоны СВО
12:16
Электронные татуировки позволят снимать ЭЭГ эффективнее громоздких электродов
11:54
Ермак выпрашивает гарантии безопасности для себя и Зеленского
11:47
Во время беспорядков в Тбилиси заметили человека с нашивкой нацбата «Азов»
11:15
НАТО готовит камикадзе для войны с Россией
10:16
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 07.12.2024
10:13
«Морковная революция»: чем спровоцирован и чем мог закончиться госпереворот в Южной Корее
10:03
Обстановка в Курской области на утро 7 декабря: ситуация на линии фронта, последние новости
09:58
«Символ чистоты помыслов»: за что российские воины удостаивались ордена Святого Георгия
09:56
После ремонта и модернизации: российский крейсер «Адмирал Нахимов» приступил к заводским ходовым испытаниям
09:32
Обмен колкостями между Бербок, Лавровым и министром иностранных дел Украины на встрече глав МИД ОБСЕ
09:16
Российские войска усиливают натиск: свежая сводка от Юрия Подоляки об обстановке в зоне СВО на утро, 07.12.2024
08:58
Звезды для гостей
08:03
Комментарий США по Сирии: они воспользовались ситуацией!
07:50
Котел в Судже - Новости
05:54
Минздрав планирует изменить порядок формирования больничных
04:31
Феодализм и гибель Византийской империи
04:24
Украина, план оккупации и бизнес
03:53
FN FAL: винтовка 92 стран мира!
03:24
Россия продвигается вперёд: новости СВО от 7 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1017-й день спецоперации России на Украине
02:41
Новый виток переговоров по Украине и санкции против Грузии
02:02
Коррупция украинской власти, или «После нас – хоть потоп!»
01:29
В России подорожает колбаса и сосиски
01:06
«Приёмистый и манёвренный»: российская пилотажная группа «Стрижи» получила модернизированные истребители МиГ-29СМТ
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Как СВО дала вторую молодость самолётам ОКБ Яковлева

Как СВО дала вторую молодость самолётам ОКБ Яковлева



На сегодняшний день основными «рабочими лошадками» ВКС РФ являются истребители, штурмовики и бомбардировщики от ОКБ Сухого. Также имеется некоторое количество истребителей МиГ-29, МиГ-35 и перехватчиков МиГ-31, превращенных в носителей «Кинжалов». Однако в ходе СВО на Украине открылась специфическая ниша для продукции другого знаменитого ОКБ имени Яковлева. Есть ли у нее будущее?

«Война городов»


На третьем году спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины фактически превратилась в самую настоящую «войну городов», когда обе стороны противостояния обмениваются мощными ударами по тыловой военной и гражданской инфраструктуре друг друга.



Дефицит дорогостоящих высокоточных крылатых и баллистических ракет киевский режим, к сожалению, вполне успешно восполняется широким применением дальнобойных дронов-«камикадзе». Они долетают уже до Поволжья и Мурманской области, пользуясь отсутствием единой системы ПВО/ПРО над нашей страной. И это не происки вражеского ЦИПСО, а суровая реальность, что подтвердил бывший заместитель главнокомандующего ВВС РФ по ПВО генерал-лейтенант Айтеч Бижев:

Чтобы любой беспилотный летательный аппарат был обнаружен вовремя, нужно постоянно действующее радиолокационное поле, работающее 24 часа в сутки, способное обнаружить муху, если она туда залетит. Но этого пока еще нет. Локально мы способны прикрывать крупные промышленные и административные центры и объекты города типа Москвы. От пролета таких дронов не застрахован никто: ни Россия, ни США, ни Евросоюз, никто другой.

В небе над Россией летают вражеские дроны и даже компактные учебные самолеты, превращенные в беспилотники-«камикадзе»:

С учетом того, что Украина тесно работает с США и НАТО <…> против России, у нее есть возможность использовать эти устаревшие аппараты советского производства весьма эффективно, насыщая их самыми современными средствами поражения и используя американскую навигацию, в том числе спутниковые средства для наведения на цели. Это, несомненно, представляет большую угрозу для военных и гражданских объектов на территории России. Поэтому с нашей стороны предпринимаются все усилия, в том числе максимально задействуется орбитальная группировка по отслеживанию места и направления запуска беспилотников.

Решается эта проблема комплексно: с одной стороны, требуется создание сплошного радиолокационного поля над нашей страной, с другой, нужно оперативно перехватывать эти дальнобойные дроны над ее огромной территорией, для чего нужны истребители.

А еще лучше – уничтожить сам источник этой угрозы, но это совсем другая история.

«Самолет противодействия БПЛА»


По вышеуказанным причинам совершенно неожиданно крайне востребованной оказалась продукция ОКБ Яковлева, которая ранее существовала в очень узкой нише. Это учебные и учебно-боевые самолеты Як-52, Як-152 и Як-130.

О перспективах в качестве перехватчика дронов реактивного Як-130М, получившего в ходе глубокой модернизации РЛС и оптическую локационную станцию, мы подробно рассказывали ранее. В результате получился отличный истребитель вражеских БПЛА, способный отлавливать их над территорией РФ, в кабину которого вполне может посадить даже курсантов летных училищ. Но есть и у Як-130М два младших собрата, которые также могут использоваться для перехвата дронов противника в тылу.

Первый – это легкий спортивно-тренировочный самолет Як-52. Несмотря на то, что он безоружный, на Украине приспособили его для охоты на российские разведывательные дроны. Как в Первую мировую войну, огонь по нашим БПЛА из кабины при помощи автоматического оружия и дробовика ведет бортстрелок ВСУ. И даже что-то сбивает, поэтому особо смеяться тут не над чем.

О том, чтобы превратить мирный Як-52 в перехватчик дронов, задумались и в России. Руководитель проекта модернизации ОКБ «Авиастроитель», дочерней структуры ОКБ имени Яковлева, Дмитрий Мотин, рассказал СМИ о планах компании:

Сегодня один из приоритетных проектов для нашего бюро - это модернизация учебно-тренировочного самолета Як-52 в модификацию «Самолет противодействия БПЛА» Як-52Б2. В настоящее время ожидается получение сертификата летной годности от Росавиации. Будет модернизировано навигационно-пилотажное оборудование, система РЭБ для подавления каналов связи и радиолокатор.

Як-52Б – это подзабытый проект советского легкого штурмовика, который мог бы стать неким функциональным аналогом антипартизанского бразильского «Супер Тукано». Вот только важный нюанс заключается в том, что в нашей стране этот самолет не производится и даже не производился. В рамках программы по кооперации СЭВ он с 1977 по 1998 годы собирался в Румынии на заводе Aerostar. Модернизировать имеющиеся в наличии Як-52, которые давно требуют капитального ремонта, до уровня Як-52Б2 едва ли целесообразно.

Более разумной представляется ставка на поршневой учебно-тренировочный самолет Як-152, который вместе с Як-130 являются составными частями единого учебно-боевого комплекса для российской авиации. Вот из него вполне можно было бы сделать функциональный аналог бразильского легкого штурмовика, адаптировав под перехват малоскоростных низколетящих ударных БПЛА.

Единственный и главный затык по этой программе, как и во всей нашей легкой авиации, это двигатель. Як-152 разрабатывали под немецко-российский 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12. Его создателем является Владимир Райхлин, который в начале 2000-х годов основал в Германии компанию RED (Raikhlin Engine Development). Эта силовая установка должна была ставиться на Як-152 и тяжелый разведывательно-ударный БПЛА «Альтиус».

В 2023 году Райхлин был осужден в Германии за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы продукции для военного применения в обход германских санкций и приговорен к пяти годам лишения свободы. Теперь яковлевцы рассчитывают на импортозамещение двигателя:

Определены отечественные разработчики и производители авиационных двигателей, способные решить эту задачу. В настоящее время прорабатывается установка на Як-152 одного из двух двигателей российского производства. Один из вариантов - модернизация текущего двигателя на основе российской компонентной базы, а второй – адаптация под Як-152 вертолетного двигателя ВК-650 разработки ОДК.

Думается, что более реалистичным является ВК-650, который ожидается в серийном производстве в обозримом будущем. Проблема лишь в том, что на него выстроилась уже целая очередь из легких вертолетов, которым требуется отечественная силовая установка.

Вертикальный, палубный, наш?


Но есть и еще один давно забытый самолет от КБ Яковлева, которые теоретически может обрести новую жизнь. Это легендарный советский Як-141, значительно опередивший свое время и вдохновивший американских разработчиков самолета короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП) F-35B.

Нужен ли самолет такого класса нашей стране, ведущей тяжелейшую войну на истощение ресурсов, здесь и сейчас – большой вопрос. Время тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» уходит, ему осталось прослужить еще лет 10-15. Для его палубы вполне достаточно обычных истребителей горизонтального взлета и посадки, имеющихся в наличии.

Теоретически СКВВП могли бы базироваться на двух отечественных УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Вот только заложены они были на заводе «Залив» в Керчи, в прямой досягаемости украинских ракет. Есть большие сомнения, что их позволят достроить и благополучно спустить на воду. Если и закладывать авианесущие корабли такого водоизмещения, то, наверное, это надо было делать подальше от Незалежной, где-нибудь на дальневосточной «Звезде».

Получается, что России особо негде будет реально применить палубный истребитель типа Як-141. Однако интерес к самолету такого типа высказал новый министр обороны Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде, заявивший, что ключевой задачей видит усиление Военно-воздушных сил путем разработки и производства «реактивных самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку». Интересно!

О том, ВМС Исламской Республики развивают свой авианесущий флот, мы подробно рассказывали ранее. Быть может, Як-141 имеет шанс получить вторую жизнь хотя бы в кооперации Яковлева с иранскими разработчиками? Глядишь, лет через 15-20 и у нас что-нибудь изменится в лучшую сторону.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх