После вторжения ВСУ в Курскую область в приграничных регионах России с Украиной были введены режимы контртеррористической операции. На этом фоне ряд депутатов Госдумы призвали перевести специальную военную операцию на режим КТО. При этом, по словам парламентариев, следует завершить разработку правовой базы для признания киевского режима террористическим. О чем именно идет речь?
В декабре 2014 года Московский городской суд признал украинскую ультранационалистическую организацию "Правый сектор"* террористической. Позднее Верховный суд РФ вынес аналогичные решения в отношении военизированных формирований киевского режима "Азов"* и "Айдар"*. После этого встал вопрос о реализации указанных решений и принятии новых. И тут обнаружилось, что целый ряд вопросов, связанных с терроризмом, не урегулирован.
Дело в том, что юридический термин "террор", появившийся еще в конце XVIII века, до сих пор не получил однозначного определения. Латинское "terror" переводится как "страх", "ужас". Соответственно, одним из главных квалифицирующих признаков террористической деятельности признано насилие с целью устрашения населения. Однако этим единство взглядов юристов ограничивается.
Так, в законодательстве США терроризм определяется как "предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое с целью повлиять на настроение общества". В российском же праве термин имеет более широкое применение: "насилие или угроза его применения, осуществляемые в целях устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов". Несложно заметить, что под понятие "терроризм" подпадает грабеж, бандитизм и др.
Следует признать, что законодатели понимают недостатки этого определения. Поэтому в последнее время в правоприменительной практике можно было наблюдать следующую тенденцию. Терроризм рассматривали как одну из форм экстремизма. Однако такой подход породил новые вопросы. Дело в том, что и термин "экстремизм" (от лат. extremus – "крайний, чрезмерный") также является дискуссионным. В частности, в западных странах он отсутствует. Вместо него там используют понятие "преступления на почве ненависти". В нашей же стране "экстремистскими" считаются любые действия, которые пропагандируют или предполагают насилие. Но в таком контексте под понятие "терроризм" не подпадают действия государственных структур, в частности те же украинские подразделения "Азов" и "Айдар". Ведь понятие "государство" предполагает применение насилия.
Еще одна сложность связана с признанием "террористами" не только отдельных индивидуумов, но и целых организаций. Террористическими могут признаваться группы лиц при условии их умышленного объединения (предварительного сговора) в целях осуществления преступной деятельности. В то же время указанное положение распространяется только на политические или военизированные объединения, не имеющие легального статуса. Речь идет о структурах, деятельность которых не признается собственными государствами. Такая позиция порождает абсурдную ситуацию. Российский суд осудил "Правый сектор", "Айдар", "Азов". Но такой вердикт действует только на территории России, где украинские структуры не имеют легального статуса. На территории Украины они соответствующий статус имеют.
Наконец, сложности и с наказанием за принадлежность к террористическим группам. Они связаны с тем, что в российском праве присутствуют явные разночтения с описанием термина "террористическая организация". Так, в Уголовном кодексе РФ есть сразу два понятия – "террористическая организация" и "террористическое сообщество". В тексте они описываются как равнозначные. Одна деталь: вопросы террористической деятельности регулируются не одним, а двумя законодательными актами. Кроме УК РФ, еще и законом "О противодействии терроризму". Причем основания и порядок признания организаций "террористическими" закреплены именно в последнем, а не непосредственно в УК РФ, как можно было ожидать. В законе "О противодействии терроризму" между терминами "террористическая организация" и "террористическое сообщество" нет идентичности. И это вносит путаницу в правоприменительную практику. Эту путаницу усугубляет тот факт, что антитеррористические нормы УК РФ, разбросанные по разным разделам и главам, предусматривают разную ответственность за фактически однородные преступления.
Наконец, в ситуации с Украиной речь идет о международном терроризме. Действующая же в России правовая практика предполагает, что в таких случаях следует руководствоваться международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН. На сегодняшний день существует 12 международных конвенций, которые в той или иной степени регулируют вопросы терроризма. И ни одна из них не содержит положений, позволяющих привлекать к ответственности украинские государственные структуры. Кроме того, в соответствии с конвенциями высшим судебным органом выступает Международный суд ООН. В нем доминируют представители Запада.
Поэтому парламентарии, выступающие за смену СВО на КТО, призвали урегулировать перечисленные вопросы в рамках российского законодательства.
Заметим, что одна уже такая попытка была. В июле 2022 года одна из фракций Госдумы анонсировала, что ею разработан законопроект о введении в российское право понятия "государственный терроризм". Указывалось, что принятие документа позволит признать Украину террористическим" образованием, а страны, поставляющие ей оружие – спонсорами терроризма. Тем не менее в итоге проект так и не был внесён на рассмотрение Федерального собрания.
И последнее. Первые попытки реализации концепции государственного терроризма были предприняты в ходе Второй мировой войны. В СССР и ряде стран-союзниц гитлеровский режим описывался исключительно как "террористический". В рамках подготовки к Нюрнбергскому процессу Советский Союз разработал международно-правовую базу для осуждения нацистских государств, партий, идеологии. Однако тогда предложения СССР были заблокированы западными странами. С учётом этого факта может не стоит изобретать велосипед? Может взять советские наработки и, с учётом современных реалий, создать необходимую законодательную базу?
*террористическая организация, запрещена в РФ
Читайте нас: