6 августа украинские войска совершили молниеносный рывок в Курскую область, захватив деревни, взяв сотни пленных и вынудив к исходу десятки тысяч мирных жителей.
На протяжении 24 лет правления Путин позиционировал себя единственным, кто может гарантировать безопасность и стабильность России, но с началом войны этот имидж несколько пострадал.
Сейчас государственное телевидение активно продвигает все еще сильную поддержку Путина в обществе, однако пока сложно оценить мнение своей ключевой «клиентуры» — российской элиты.
С началом войны жизнь элиты — ближайшего окружения Путина, состоящего из высокопоставленных бюрократов, представителей спецслужб и военных, а также руководителей бизнеса — стала хуже, а не лучше. Хотя на войне многие обогатились, заработанное из-за западных санкций стало труднее тратить.
Состояние российских элит можно назвать «недовольным согласием», говорит сотрудник Международного института стратегических исследований Найджел Гулд-Дэвис. Они недовольны сложившимся положением, но страшатся того, кто может победить, если начнется борьба за власть.
Возможно, говорят аналитики, они надеются, что долгий ответ Путина в итоге каким-то образом позволит ему одержать верх.
Долгая реакция, это то что наблюдается с самых первых дней его пребывания у власти — начиная с гибели подводной лодки Курск.
Несмотря на то что подлодка тогда уже легла на дно, Путин поначалу оставался в отпуске, что широко осуждалось, и ждал пять дней, прежде чем принять предложения западных стран о помощи, что могло бы спасти некоторых моряков.
Также во время организованного Пригожиным июньского восстания 2023 года, которое стало самым серьезным вызовом его власти, Путин выглядел несколько бездеятельным.
После провала мятежа Пригожину поначалу разрешили оставаться на свободе, но в конечном итоге Путин «смеялся последним», когда месяц спустя лидер наемников был взорван в своем частном самолете.
Хотя украинское наступление идет уже третью неделю, Путин продолжает придерживаться своего обычного графика и даже отправился в двухдневную поездку в Азербайджан.
Все же, власть Путина «вряд ли ослабнет в результате этого унижения», считает сотрудник и директор Программы Карнеги по России и Евразии Юджин Румер. «Весь российский политический и военный истеблишмент является соучастником его войны и несет ответственность за эту катастрофу».
Однако чем дольше продолжается украинское наступление, тем больше военных и политических проблем оно представляет.
Россия, похоже, изо всех сил пытается найти достаточно сил для отражения украинского вторжения. Несмотря на обещания, что призывники не будут отправлены на фронт, Россия отправляет их в Курскую область без должной подготовки.
Нехватка живой силы привела к тому, что власти пытаются склонить граждан к службе, предлагая им большие зарплаты, призывая осужденных преступников из тюрем и вербуя иностранцев внутри страны.
По мере того, как Украина наращивает свое наступление, Кремлю может стать трудно игнорировать многочисленные последствия войны. Ключевой вопрос, считает Гулд-Дэвис, в том, что произойдет, если российская элита придет к выводу, что конфликт «нельзя выиграть, или если … он не закончится все время, пока Путин находится у власти».
Читайте нас: