Сразу оговоримся: предметно фантазировать по поводу прошлого так называемой Украины или будущего её остатков, если таковые вообще будут (та самая ОЧУ), мы не собираемся. Пускай этим занимаются её граждане. Мы же лишь хотим подробно продемонстрировать альтернативный евроукраинству путь, примером которого является соседняя с незалэжной страна. А сама эта иллюстрация послужит пищей для размышлений тем самым укрогражданам.
Разумеется, речь идёт про Белоруссию. Этому государству от роду столько же лет, сколько и Украине. И это тоже русское государство.
Конечно, мы исходим из того, что любое разделение Русской земли есть абсолютное зло и глупость. Поэтому появление каких бы то ни было подобных политических образований, отдельных от России, не является ничем хорошим и приветствоваться не может. Это совершенно нездоровое состояние, порождённое деструктивными историческими процессами и происками наших врагов.
Но, к сожалению, 1991 год поставил всех нас перед фактом: три самостоятельных русских государства (три сестры, помните?) в свободном плавании по волнам новейшей истории. И если уж исходить из сложившихся реалий, то очевидно одно: добрососедское взаимодействие, экономическое сотрудничество и активная торговля, обусловленные общими границами, общим прошлым и одним народом, неизбежно должны были привести к процветанию и благоденствию всех трёх государств. Естественно, отсюда вытекает такое ожесточённое противодействие этому со стороны Запада, которое привело к тому, что мы имеем на сегодняшний день.
Имеется, правда, и ещё один нюанс. Для развития России этот процесс был бы, конечно, выгоден, но совершенно некритичен. Доказательством этому служат ошеломляющие экономические, инфраструктурные и технологические успехи нашей страны за последние тридцать лет. Хорошо заметно, что новые огромные мосты, автомагистрали, небоскрёбы, аэропорты и заводы-гиганты, достижения в машиностроении и сельском хозяйстве появляются в России, невзирая на то, что так называемая Украина оторвана от нас с мясом. Как видим, данное отторжение само по себе неспособно повлиять на планомерное движение вперёд Российского государства и уровень жизни его населения.
Но совершенно другое дело, когда речь заходит о двух западных осколках — Украине и Белоруссии. Безусловно, очевидно, что их экономики, создававшиеся как часть гигантского хозяйственного комплекса России, от России же и зависят чуть менее, чем полностью. К слову, это же актуально и для прибалтийских лимитрофов.
Также стоит отметить, что до революции промышленность, транспорт, финансы и торговля развивались именно на территории Великороссии (Донбасс же ни до 1917-го, ни последние 10 лет никакого отношения к так называемой Украине не имел и не имеет). Западная же Русь, условно разделённая на Малую и Белую, была в составе империи отсталой аграрной окраиной. Цивилизация в виде железных дорог и промышленных предприятий, отрываемых русским купечеством, приходила в те края с Севера и Центра. И только в эпоху Советского Союза за счёт демографического, финансового и хозяйственно-технологического донорства Центральной России (и всех остальных её регионов, включая Сибирь) на тех территориях был сооружён уникальный, совершенно несвойственный местным реалиям индустриальный комплекс.
Вопрос сохранения этого комплекса, что вполне логично, зависел от сохранения хороших отношений с матерью и сердцем русских земель — Россией. И вот здесь-то и начинается самое интересное для новоиспечённых западнорусских государств.
Украина о себе заявила сразу: «вторая Франция» не намерена «продолжать кормить Москву», ибо «москали и так съели их сало с хлебом», и всё в этом духе. Но планомерная порча отношений выражалась, конечно же, не в добровольном отказе от российского рынка и ресурсов по заниженной цене, а в плоскости духовной. Иными словами, молодая незалэжность стала раскручивать маховик русофобии. Тотальная украинизация и запрет родного для местного населения русского языка на землях вчерашнего имперского Юго-Запада сослужили главную службу на ниве полного уничтожения украинской экономики и государственности.
Политику Белоруссии мы тоже не будем идеализировать. Всем хорошо известны игры её руководителей в «многовекторность» и «самостийность». И здесь ведь тоже всё упирается в фундамент духовный. Никто, к примеру, не отменял тяжеловесную и лишённую всякого функционального и практического смысла латынь в виде белорусского языка (который по-настоящему не знает ни один житель республики, а в жизни вообще никто не использует). А как активно муссируется нарратив о «священной» независимости белорусского народа!
Всё это приводит к своего рода курьёзным ситуациям, одну из которых мы опишем ниже. Во время просмотра короткого новостного видеоролика белорусского ТВ, посвящённого открытию новой очереди Минского метрополитена, автор обратил внимание на забавную деталь: все названия станций на электронной панели в вагоне были написаны только на белорусском и английском языках. Это само по себе печально, с учётом того, на каком языке реально разговаривают жители этой страны. Но забавно то, что торжественную речь по случаю открытия станции руководитель республики произносил на русском языке. Что-то тут комментировать, кажется, нет необходимости.
Но в то же время именно в этой духовной плоскости власти Белоруссии очень мудро подобрали бесценный, хотя и едва уловимый на первый взгляд ключ к благополучию страны: русский язык там является официальным и государственным. Таким образом, гражданам Белоруссии позволено разговаривать на своём родном языке. А ларчик-то просто открывался, оказывается!
Теперь взглянем на Белоруссию в контексте её экономики. Хорошие отношения с Россией, сохранившиеся благодаря тому, что русофобскую гадину там придушили в зародыше (пускай и не полностью, но достаточно, чтобы об этом ни у кого не было повода упоминать), открыли прекрасные возможности для развития и созидания. С одной стороны, льготные ресурсы, а с другой — гигантский российский рынок для белорусских товаров. Если присовокупить к этому рынки СНГ, то получится более чем достаточный простор для индустриального комплекса Белоруссии.
Республика обладает очень развитой промышленностью. Начать хотя бы с производителей бытовой техники. Компания «Атлант», к примеру, располагает тремя заводами и выпускает огромное количество холодильников (наверняка всем хорошо знакомых), морозильных камер и стиральных машин. Холдинг «Горизонт», если верить информации из Интернета, является одним из крупнейших в СНГ производителей бытовой техники и электроники. Это и легендарные телевизоры (кстати, с ПО от русского «Яндекса»), и микроволновые печи, и даже ноутбуки. Известный бренд «Гефест» (настоящее имя «Брестгазоаппарат», совместное предприятие с российским Газпромом) выпускает широкую линейку кухонных плит.
Стоит ли говорить, что все эти производители масштабно представлены на российском рынке и занимают его определённую долю, а сами товары хорошо знакомы нашему потребителю, имеют у него отличную репутацию и любимы им.
Белорусское производство одежды и обуви тоже держит марку. Товары этой категории также хорошо себя зарекомендовали в России. Здесь можно назвать популярного производителя женского нижнего белья — компанию «Милавица», которая, по информации с её официального сайта, по этому показателю является одной из крупнейших в Восточной Европе. (Сразу вспоминается барышня с майдана, которая очень хотела кружевные трусы и в ЕС.) А ещё крупный и известный производитель одежды Mark Formelle. Конечно, на ум приходят и обувные компании Белоруссии — «Белвест» и «Марко».
Отметим и белорусские товары для дома, утварь и косметику. Например, кастрюли марки Omelia, выпускаемые в Гомеле, Добрушский фарфор, косметику и средства ухода «Витекс».
Возможно, читатель спросит, почему мы начали именно с этих категорий широкого потребления, а не, скажем, со знаменитых тракторов? Дело в том, что здесь кроется интересная деталь: все названные компании официально представлены на ведущих российских маркетплейсах, включая крупнейший интернет-гигант «Вайлберриз». А что это значит? Просто посмотрите на географию «Ягодок»: вся Россия от Крыма до Сахалина, а ещё Казахстан и Средняя Азия. Половина колоссального континента может в одно нажатие на экран смартфона покупать продукцию, производимую в Белоруссии. Наглядная иллюстрация масштабов и возможностей российского рынка.
А ещё эти русские интернет-гиганты работают в самой республике, делая удобной и современной жизнь людей и открывая огромные возможности для местного бизнеса.
И тут, конечно же, вспоминается европейская Украина. Незадолго до СВО «Ягодки» планировали зайти на её рынок, но местные власти всё зарубили на корню, объявив возможную деятельность интернет-площадки «русской пропагандой». Просто потрясающе! Цэевропейцы и нерабы добровольно лишили свою страну следующего: во-первых, огромных инвестиций в собственную экономику и создания тысяч рабочих мест (новые складские комплексы, транспорт, логистика); во-вторых, удобного и современного маркетплейса мирового уровня; в-третьих, невероятных возможностей для предпринимателей, которые могли бы торговать на всероссийском уровне. Хитёр казак, ничего не скажешь!
В итоге Украина имени каменного века живёт в иной временной и цивилизационной плоскости, нежели Россия, Белоруссия и даже Казахстан. Мой коллега на «Альтернативе» уже подробно писал про отсутствие в незалэжной полноценных маркетплейсов. Но в комментариях почему-то начали гневно доказывать обратное, выдавая местечковые интернет-магазины с функцией доставки (чего и у нас навалом) и дедовский способ получения посылок на «Новой поште» за украинский аналог маркетплейса. Будто бы это одно и то же! Но мы-то знаем, что бандероль в почтовом отделении, что шла туда два месяца на перекладных, и современный пункт выдачи заказов прямо у вас в доме (со скоростью доставки один-два дня) — это разные вещи. И не надо нам, товарищи «украинцы», доказывать обратное.
А ещё жители Белоруссии могут пользоваться возможностями российского технологического гиганта «Яндекс». Например, умной колонкой Алисой, которая разговаривает на родном для них — русском — языке. Здесь же можно упомянуть и различные банковские продукты вроде карт рассрочки. А ещё авиарейсы в Россию. Одним словом, уровень жизни белорусских граждан даже на бытовом уровне на порядок отличается от такового на Украине.
Но вернёмся к экономике. Обратимся теперь к «физическим» федеральным торговым сетям. Вот мы заходим в знаменитую уже «Пятёрочку» (масштаб оной, думается, никому объяснять не надо), смотрим на полки и видим: сыры, молоко и прочая молочка производства «Савушкин продукт», да-да, Белоруссия и третья по мощи в СНГ в данной категории компания; видим мороженое из Гомеля и сметану из Минска (уже другой марки); видим упаковки яиц из РБ; наблюдаем стройные ряды белоснежных мешочков, на которых красуется надпись «цукар» (сахар по-нашему); видим и знаменитые рыбные консервы. Пиво и квас тоже продаются повсеместно. И это ещё мы не сказали про фирменные магазины белорусских продуктов, которые являются настоящим брендом и очень любимы российским покупателем.
А теперь хочется спросить Украину: как там у вас дела в ЕС? «Великий и могучий» тридцатимиллионный рынок Польши уже успел оценить Черниговское пиво, кетчуп «Чумак» и знаменитую «Силь»? (Ах да, силь теперь соль, потому что Бахмут теперь Артёмовск.) Или вас до сих пор даже на этот восточноевропейский базар не пустили?
Ну и пару слов о машиностроении. Да-да, тот самый знаменитый трактор «Белорус», что занимает большую часть российского рынка. Минский тракторный завод, его выпускающий, является одним из крупнейших в мире предприятий данного рода. А ещё автобусы и грузовики МАЗ, которые колесят в огромном количестве по просторам нашей страны. Троллейбусы, дорожная и коммунальная техника, комбайны, карьерные самосвалы и проч. Всё это исправно и в большом количестве производится промышленностью Белоруссии. И конечно, залог такого успеха лежит в хороших отношениях с Россией (которая и покупает львиную долю всего этого).
Таким образом, Белоруссия производит колоссальное количество всевозможных товаров, которые очень ценятся покупателями в России, имеет стабильный и огромный рынок сбыта, в результате — чётко и исправно работающее народное хозяйство. А ещё — российские технологии и инвестиции.
Ну а Украина… Пускай сама подумает, как она могла бы жить, если бы была немного поумнее.
Сергей Газетный,
Читайте нас: