За последний год ожидания поставок F-16 на Украину стали для киевской власти сродни ожиданию явления чуда, которое моментально изгонит «Злобный Мордор» из «вишнёвого садочка» прямо к «границам 1991 года». Никто, конечно, не уточнял, по состоянию на какой месяц. Возможно, что не на декабрь, а на август 1991 г., когда и Россия, и Украина были в составе единого государства – СССР.
Обещания Запада поставить F-16 давались Киеву уже не первый год, но все как-то не складывалось. То «гранаты не той системы», т. е. нет украинских летчиков, которые умели бы летать на американских истребителях, то «зелен виноград», т. е. отсутствует необходимая инфраструктура для их размещения. Да и российские войска постарались с нанесением ущерба украинским аэродромам.
Даже после того, как США разрешили Норвегии в апреле 2024 г. передать Украине 22 таких самолёта, все никак не складывалось. Интересно, что в целом за последний год Киеву наобещали аж 79 таких чудо-машин, хотя Зеленский требовал от Запада поставить ему как минимум 128 американских F-16, чтобы противостоять тремстам спартанцам российским истребителям.
И вот после очередных посиделок на Саммите G7 в июне этого года и подписанных Украиной соглашений «о гарантиях безопасности» со всеми членами этого «мирового меньшинства» (как говорит наш МИД), Киеву таки выделили несколько этих устаревших, как и сам Запад, самолетов. Хотя точное их количество пока не подтверждается, но все военные эксперты и СМИ сходятся во мнениях, что их не больше десяти.
При этом парочку F-16 помпезно сфотографировали в первое воскресенье августа (День воздушных сил Украины) и разместили, скорее всего, где-то в Одесской области поближе к границе с Румынией, где они и будут постоянно обслуживаться, а по факту и находиться. Конечно, не исключается использование аэродромов подскока в других украинских областях для быстрого укрытия в подземных убежищах.
Являясь истребителем четвертого поколения, F-16 имеет боевой радиус вылета (расстояние, на которое он может удаляться от аэродрома базирования) от 1,3 до 1,8 тыс. км с максимальной скоростью полета до 2,2 тыс. км/ч. Таким образом, даже при минимальной заправке из Одессы до Донецка (560 км) он теоретически может долететь на форсаже за четверть часа, а до Севастополя (300 км) – за 9 минут. В то же время крейсерская скорость российских истребителей Су-35 и МиГ-31, которые используются в зоне СВО, составляет от 2,4 до 2,8 тыс. км/час, а их максимальная скорость – около 3 тыс. км/час. Таким образом, если МиГ-31 несколько превышает характеристики F-16, то Су-35 практически в полтора-два раза их превосходит, что приводит в уныние западных экспертов.
Надо сказать, что даже в самой последней модификации дальность ракет F-16 составляет до 180 км. В свою очередь, российские зенитно-ракетные системы (ЗРК) С-300 и С-400 имеют рабочую дальность ракет 200-250 км. Приблизительно такую же дальность имеют ракеты «воздух-воздух» на российских истребителях Су-35 и МиГ-31, что опять же заставляет сильно грустить киевскую власть.
Касательно воздушного противостояния американского и российских истребителей надо отметить, что локатор F-16 видит свои цели на 200 км, как и МиГ-31, а Су-35 уже на дистанции в два раза дальше – на 400 км.
Получается, что если Киев захочет использовать F-16 для бомбардировки объектов в Крыму, то американским истребителям придется выпускать ракеты на максимальной дистанции, чтобы успеть «сделать ноги» до того, как их догонят ракеты ЗРК. Если же F-16 попытаются контролировать небо восточнее Днепра, то ситуация для них будет еще хуже, потому что российские истребители будут в более выгодном положении как по дальности и скорости своего полета, так и дальности своих ракет.
Самое интересное, как сообщают некоторые источники, прибывшие на Украину F-16, судя по их регистрационным номерам, произведены в далеком 1982, т. е. за 40 лет до начала СВО. Действительно, настоящее «супероружие»!
Ожидается, что до конца 2024 г. Киеву поставят еще десяток F-16, а оставшиеся обещанные истребители уже в 2025-м. Однако есть большие сомнения в том, что так и произойдет. Если имеющиеся истребители начнут активно уничтожаться российскими ракетами, неважно ЗРК или с истребителей, то ожидать дальнейших поставок напрасно.
США не заинтересованы показывать всему миру, что их самолеты проигрывают российскому авиапрому. Даже если дать фору и указать причиной потери «устаревшие модели» или «некомпетентных украинских пилотов». Кстати, о пилотах. На сегодня у Украины есть порядка дюжины условно готовых пилотов для использования F-16. Киев просил США обучить еще примерно 30 пилотов, но в учебном центре Аризоны было выделено только 12 мест. При этом еще 8 украинских пилотов учились в Дании. Так что на этот год пилотов может и хватит, а будут ли их число увеличивать, зависит явно не от Киева.
В целом поставки F-16 на Украину несут скорее пропагандистский заряд, позволяя утверждать киевской власти, что еще чуть-чуть и ах, и ух! Погоним всех поганой метлой… в смысле отгоним врагов от наших границ. А пока эти истребители выполняют очень секретные задания, чтобы их никто не увидел. Наверное, в этом и состоит само задание – спрятаться как можно надежнее, чтобы никакие «Герани» и «Искандеры» не смогли уничтожить «передовые» американские истребители.
Пока же Киев выпускает марочки с F-16, чтобы зомбируемое на войну население чувствовало, что самолеты не просто так поставили, а и польза от них какая-то есть. Хотя бы в виде марок.
Читайте нас: