2 августа завершился пятидневный официальный визит премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Китайскую Народную Республику, включавший встречи с председателем Си Цзиньпином, премьером Госсовета КНР Ли Цяном, председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи, выступление на форуме предпринимателей, открытие выставки о знаменитом венецианце Марко Поло, экскурсию в сопровождении главы китайского государства по Запретному городу, а также участие в традиционном гастрономическом представлении. Согласно информации официального Рима, рассматривались «приоритетные темы международной повестки дня, от войны на Украине до рисков дальнейшего обострения ситуации на Ближнем Востоке», а также ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и тема возможного реформирования Совбеза ООН. В свою очередь, председатель Си напомнил, что Китай и Италия находятся на противоположных концах древнего Шелкового пути, и в условиях нынешних кардинальных изменений, имеется всего два сценария: либо идти к прогрессу вместе с другими, либо по отдельности – к регрессу.
Одним из итогов переговоров стало подписание двустороннего соглашения об экономическом сотрудничестве с явным акцентом на возобновляемые источники энергии и стимулирование роста традиционно одного из «локомотивов» итальянской промышленности – автомобилестроения, явно переживающего не лучшие времена. Другие направления сотрудничества, имеющего по балансу экспорта и импорта серьёзный перекос в сторону КНР, как и в случае с Турцией, и многими другими странами, – судостроение, авиация и космонавтика, высокие технологии, включая искусственный интеллект. Экспрессивная итальянка вещала о необходимости укреплять партнерство с Пекином и развивать «более эффективное» двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, включая заявленное намерение подписать с Китаем трёхлетний план действий относительно новых форм двустороннего взаимодействия.
Напомним, в конце прошлого года «правое» правительство Мелони, следуя увещеваниям Вашингтона и Брюсселя,
Некоторые итальянские наблюдатели полагают, что иностранное, особенно европейское, участие в выдвинутой в 2013 году китайской инициативе могло бы стимулировать более активные политико-дипломатические действия по возвращению острова «в родную гавань». Соответственно, декабрьский демарш Рима расценивается как косвенное сдерживание планов КНР в отношении непризнанной «Китайской Республики». Разумеется, в Китае не в восторге от этого шага итальянцев, но от излишне резкой критики воздерживаются, опасаясь, видимо, более активного развития связей ЕС с Тайбэем.
Расшаркиваясь в Пекине, Мелони и её правительство не забывают о Тайване в самом буквальном смысле этого слова. Так, с 2022 года отмечается рост взаимного товарооборота; появляется информация о поставках на остров товаров двойного назначения (не только из Италии) и об инвестициях на Тайвань через «офшорную» миниатюрную республику Сан-Марино. В октябре 2023 г. в Милане
По имеющейся информации, не подтверждённой и не опровергнутой официально, тайваньские военные эксперты недавно ознакомились с системой обороны отдалённых южных итальянских Пелагских островов и острова Пантеллерия (невдалеке от Ливии, Туниса и Мальты). Можно предположить, что гостей интересовали вопросы обороны островных территорий в неспокойном регионе: напомним, Тайбэй контролирует у побережья КНР 7 небольших островков, которые при определённом стечении обстоятельств вполне могут стать очагом военной эскалации в Тайваньском проливе.
Официальный Рим не поддерживает дипотношений с Тайванем с ноября 1970 года, однако развитие итало- и в целом европейско-тайваньских взаимосвязей пока не встречает жесткой официальной реакции со стороны Пекина, где очевидным образом не заинтересованы в обострении отношений с Европой на фоне всё более агрессивных
Явно недоброжелательной риторики не в состоянии скрыть и освещающие визит Мелони западные средства массовой пропаганды. Так, по
По
Похоже, экстравагантная госпожа Мелони придерживается аналогичного мнения: китайские инвестиции в Италию «ныне составляют треть по сравнению с итальянскими инвестициями в Китай. Нужно восполнять этот пробел», заявила она на пресс-конференции в Пекине. При этом вышеупомянутый выход Рима из китайского проекта «Пояса и пути», похоже, под сомнение не ставится: «Италия использует другой инструмент в отношениях с Китаем: основное внимание уделяется двустороннему партнерству, а инициатива "Один пояс – один путь" больше связана с конкретным проектом в рамках внешней политики Китая с более широким и глобальным охватом», – отмечает доцент кафедры китайских исследований Университета ЛУИСС из Рима Сильвия Менегацци.
В ходе переговоров с Мелони председатель Си
Читайте нас: