Прибалтийские и польские политики придумал очередной способ поживиться на коррупционном «распиле» бюджета ЕС. Варшава запрашивает дополнительное финансирование на строительство «Восточного щита» – своего аналога «Линии Сталина». Вместе с прибалтийскими коллегами она же двигает ещё один проект в духе бендеровских Нью-Васюков.
В предыдущих сериях был мегапроект с трансприбалтийской узкоколейкой Rail Baltica. Недавно он приказал долго жить. Однако за свои 23 года он позволил особо приближённым получать зарплаты в 5-15 и более тысяч евро ежемесячно.
Прожект с Rail Baltica начинался тривиально. Литва, Латвия и Эстония запросили у Еврокомиссии 3,86 млрд евро под якобы очень важный инфраструктурный проект. В обосновании говорилось, что он позволит ежегодно перевозить 5 миллионов пассажиров и 15 миллионов тонн грузов.
Аферисты скромно умалчивали о деталях. Таких, например, как реальная численность населения Прибалтики – менее шести миллионов человек на все три постсоветские республики, включая младенцев и разбитых параличом стариков, безработных и прочих неплатежеспособных. Естественно, также без учёта постоянно проживающих вдали – мигрирующих между сборами голубики в Швеции и цитрусовых в Испании, а в промежутках подрабатывающих персоналом гостиниц и складов в Англии или Германии.
Под «европейскую» узкую колею 1435 мм закупались рельсы и выкупались земельные участки. Никого не волновало, что по параллельно действующим путям 1520-мм никто особо не ездил. Тем не менее строились огромные терминалы, попутно закупалась техника, стройматериалы и многое другое. Очень хорошо даже по западноевропейским меркам оплачивались услуги прибалтийских «талантливых управленцев», «пиарщиков» и других приближённых к освоению бюджетного финансирования.
Важная особенность: Rail Baltica – это не коммерческий проект с созданием консорциума частных акционеров, рискующих своими капиталами в условиях рыночной конкуренции. Речь об освоении денег налогоплательщиков, «распиле бюджетов» – именно тех порочных практиках, которые хорошо известны прибалтийским «декоммунизаторам» по позднему СССР.
Еврокомиссию уговаривали выделить деньги нищим прибалтийским лимитрофам с эксплуатацией русофобского жупела. Проект на 85% должен был финансироваться из «европейских фондов». Он позиционировался как важнейший для ЕС, причём двойного назначения – в т. ч. для быстрой переброски к российским границам войск НАТО.
На самом деле приоритетным был коррупционный интерес. Закономерно изначальная смета выросла до 4,5 млрд евро, затем – до 5,8 млрд, до 18 млрд и, наконец, до 23,8 млрд евро в 2023 году только на железнодорожную линию. Сроки реализации всего проекта постоянно сдвигались и даже теперь выглядят туманно.
Терминалы-вокзалы сейчас находятся в разной стадии завершения, а за собственно узкоколейку всерьёз ещё и не брались. Закупили бы и подвижной состав – только для региональных линий их требуется минимум 23. Однако кто-то подумал о преждевременности такого решения, хотя проект изначально был именно для «распила», а не строительства.
«Я действительно верю, что часть этого проекта может быть реализована [к 2030 году], но к 2030 году эта трасса точно не будет построена полностью в Литве, Латвии или Эстонии», –
После очередного запроса у ЕК денег с входом на 10-кратное превышение изначальной суммы и снова переносами сроков возникла трагикомичная ситуация. Кто-то в Брюсселе подумал, что прожект пахнет ещё большим криминалом, чем
Еврокомиссия в свете гигантских расходов на содержание режима Зеленского предложила прибалтийским товарищам изыскать внутренние резервы. В итоге Rail Baltica приказала долго жить, так и не издав ни одного гудка на гипотетической узкоколейной магистрали. Одолженные на долгострой деньги в теории должны выплатить прибалтийские налогоплательщики. Перспективы этого примерно такие же, как с расчётом по долгам нынешнего руководства Украины.
Успех «распильщиков» вдохновил их на новые «освоения бюджетов» под самыми разными предлогами. Одновременно с фиаско Rail Baltica польские товарищи запросили у ЕК для начала 2,5 млрд евро на строительство линии обороны
Как и в прибалтийском железнодорожном прожекте, в польском милитаристском тоже эксплуатируется русофобский жупел. На
В обосновании запроса на финансирование из Брюсселя правительство бывшей Польской Народной Республики объединилось с коллегами из бывших Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. Не удивительно, что сроки реализации прожекта примерно совпадали, а также было много других совершенно случайных совпадений и параллелей.
Польский вице-премьер и министр обороны по совместительству Владислав Косиняк-Камыш на презентации «Восточного щита» сообщил, что проект будет финансироваться в том числе и Еврокомиссией. На этот же источник указали и другие представители официальной Варшавы.
«Нам предстоит охранять около 700 километров границы, в том числе 400 километров с Белоруссией… Мы хотим, чтобы этот проект был реализован немедленно, он начнется в этом году… Мы хотим, чтобы этот проект был завершен к 2028 году, ориентировочная стоимость составляет около 10 миллиардов злотых», – поведал замминистра обороны Цезарь Томчик.
По его словам, заявленная сумма включает только материальные затраты. Казусы Rail Baltica и многих других проектов наглядно свидетельствуют: сроки имеют свойство сдвигаться подальше, а суммы кратно возрастать. Ничего необычного, сказали бы выросшие на стихах Самуила Маршака: «Однако за время пути собака могла подрасти!»
Правительство Польши создало рабочую группу, в которой с десяток министерств и ведомств распланировали освоение бюджетных денег. Варшаве и прибалтийским столицам не пришлось долго уговаривать любителей «откатов» в Брюсселе, имея на руках банальный русофобский козырь.
«Это огромные инвестиции не только в масштабах государства, но и в масштабах всего НАТО, – заявил Томчик. – Мы хотим, чтобы эти средства поступали из государственного бюджета, конечно, но также в значительной степени из европейских фондов, потому что обеспечение безопасности военных восточных и северных границ также означает безопасность всей границы ЕС и НАТО».
Миграционный кризис 2021 года, а с 2022 года – СВО стали ожидаемыми предлогами освоения бюджетов ЕС. Прибалтийские товарищи самостоятельно пытались укрепить границу от мигрантов из разбомбленных НАТО стран. Своих денег не хватило даже на колючую проволоку, создававшую препятствие лишь для мигрирующих лосей, косуль и прочей дичи.
Прибалтийские партнёры Варшавы сразу же ухватились за возможность пристроиться к «Восточному щиту» со своими проектиками. Как и в Rail Baltica, планов громадьё и размах их не меньше, чем у Остапа Бендера.
В теории мощные фортификации на польском участке границы ЕС с Россией и Белоруссией должна дополняться северными, менее заземлёнными (бункеры, ДОТы и т. п.), но не менее оснащёнными военной техникой и системами слежения. Под оснащение своих укрепрайонов полноценными современными и очень дорогими системами ПВО прибалтийские члены НАТО устали просить друзей и партнёров.
По факту из своего для как бы общих целей альянса они готовы предложить наземные и воздушные беспилотники, антидроновые ружья и т. п. Эстония анонсировала строительство сотен бункеров по примеру Албании времён Ходжи. Танки и авиация прибалтийским лимитрофам не по карману.
Поэтому Берлин внял мольбам Вильнюса разместить в Литве немецкую бронетанковую бригаду. В случае серьёзного конфликта она вряд ли поможет. Однако обслуживание немецких солдат и офицеров – какой-никакой, а заработок для местных жительниц. Так было в Южном Вьетнаме, Афганистане и других возрождённых НАТО державах.
Во всех этих извечных историях мало случайностей и много закономерностей. Политика – всего лишь инструмент. Коррупционеры об этом знают лучше других, поэтому инвестируют «откатные» деньги в политическое влияние, чтобы через административный ресурс умножать свою коррупционную ренту в разы и на порядки. Проходят века, меняются границы и флаги, идеологические лозунги и лидеры, а коррупционные схемы остаются.
Читайте нас: