Предстоящий, по данным индийских источников, 8 июля официальный визит в Россию переизбранного недавно на третий срок по результатам парламентских выборов премьер-министра Нарендры Моди призван обозначить новый качественный этап в двустороннем партнерстве и, в целом, в стратегии РФ по развороту на Восток. Как пишут индийские СМИ, цель визита состоит в необходимости «подчеркнуть взаимодействие между историческими партнёрами Индией и Россией, которые также ищут новых партнёров в условиях быстро меняющегося мирового порядка».
Умело лавируя в бурных водах современного мира, Индия всё увереннее позиционирует себя в качестве лидера Глобального Юга. Уже сам факт предстоящей поездки ясно свидетельствует: вопреки ужесточению антироссийских санкций Запада, динамично развивающаяся крупнейшая страна Южной Азии отвергает эту деструктивную политику. В то же время, весьма тесные экономические взаимосвязи Индии со странами Запада, включая его издавна лидирующие позиции во внешней торговле Индии, предопределяют стремление Дели избежать введения западных вторичных санкций. И, вероятно, в этой связи – постараться сыграть ту роль в урегулировании конфликта на Украине, которую индийская сторона сыграла в мае 1951 года, выступив за посредничество и за мирные переговоры на Корейском полуострове (досконально выверенная по своему содержанию инициатива Джавахарлала Неру, напомним, оказалась вполне успешной).
Санкционная политика Запада ведёт к ежемесячному росту поставок российской нефти в Индию, НПЗ которой перерабатывают примерно по 2 млн баррелей российской нефти в сутки, что составляет до 40% совокупных импортных поставок. Далее продукты нефтепереработки с прибылью продаются в том числе и в Европу, отказывающуюся покупать топливо у России напрямую. Кроме того, Москва остаётся крупнейшим поставщиком военной техники в Индию, закрывая более трети индийского импорта вооружений, борьба за который будет только нарастать. Недавно правительство России одобрило подписание представленного военным ведомством договора с Индией о взаимной отправке войск на территории каждой страны: соглашение коснется правил направления самолетов, кораблей и военнослужащих на территории двух стран. Договор, уже предварительно проработанный с индийской стороной, позволит получить «лёгкий доступ» на военные объекты друг друга – порты и авиабазы – с расчётом затрат и сборов на постоянной основе. В договоре оговаривается техническое обслуживание боевых кораблей, военных самолётов и вопросы размещения военных обеих стран во время визитов и совместных учений. В частности, корабли и авиация ВМС РФ получат доступ к индийским портам и базам в Индийском океане, что крайне важно в условиях навязываемого России Западом глобального противостояния. Ранее Нью-Дели уже подписал подобные соглашения со многими странами, включая США, Великобританию, Японию, Австралию, Францию, Сингапур, Южную Корею и Вьетнам.
Как известно, недавно наблюдались проблемы с взаиморасчётами РФ с Индией в рупиях и с их конвертацией в другие валюты. Неиспользуемые средства в примерно 40 млрд. рупий почти достигали 44 млрд. руб. (по курсу на конец апреля с.г.) Но в мае-июне с.г. эти проблемы, в основном, решены: большая часть средств инвестируется – напрямую или через оффшорные схемы – в акции индийских предприятий (главным образом, нефтеперерабатывающих) и в инфраструктурные проекты в Индии. Немаловажной задачей остаётся и запуск предложенной российской стороной системы трансграничных платежей BRICS Bridge, которая позволит не только окончательно отказаться от токсичных расчётов в долларах, но и свободно конвертировать валюты государств – участников, решая проблемы дисбалансов валютных поступлений и т.д. Очевидно, что позитивное решение данного вопроса – весомый стимул для более активного российско-индийского экономического партнерства.
Вместе с тем, в российском экспорте в Индию преобладают сырьевые товары – прежде всего нефть, химические удобрения и уголь (последний поставляется, в основном, из Кузбасса через Иран), составляя к настоящему времени не менее 85% стоимости российских поставок. Отнюдь не в последнюю очередь это обусловлено ценовыми скидками российских поставщиков для индийских контрагентов – ввиду западных санкций против большинства сырьевых позиций российского экспорта. Растут поставки из РФ алюминия, титана, их сплавов. С начала 2024 г. Нью-Дели наращивает ввоз российских алмазов: например, только в марте 2024 г. их закупки Индия увеличила более чем вдвое в сравнении с мартом-2022 – до 728 тыс. карат.
В то же время, в 2023 году российский экспорт продукции АПК в Индию вырос в сравнении с 2022-м на рекордные 55%. Прежде всего, это растительные масла и зернобобовая мука (не менее 70% в стоимости поставок). К концу 2023 г. Индия заняла 8-е место среди импортеров агропромышленной продукции из РФ против 11 места в 2022-м. По имеющейся информации, в Индии заинтересованы в поставках из РФ и продуктов птицеводства, пшеницы, молочных товаров.
Индийский экспорт в РФ разнообразен:
в 2023 году
млн. долл.
Лекарства и фармсырьё
340
Стальной прокат
218
Оксид алюминия
168,5
Креветки
149
Смартфоны
97,3
Компьютеры, смежная техника,
комплектующие
86,1
Рис, табак, чай, кофе
291
Эти товары формируют свыше 85% экспорта Индии в РФ (1).
Источник: Таможенная служба Индии
В то же время, взаимный товарооборот по стоимости дисбалансирован: российский экспорт едва ли не в 15 раз превосходит импорт из Индии. Не в последнюю очередь, это обусловлено тем, что, как мы отмечали ранее, с 2022 г. Индия решением ЕЭК исключена из реестра стран, пользующихся в ЕАЭС правом беспошлинного (и без других ограничений) товарного экспорта. Такая ситуация политически сомнительна и, тем более, не способствует пропорциональному товарообороту Индии со всеми странами ЕАЭС.
Тем временем, через канал сотрудничества, созданный в начале 2010-х РУССОФТ с Индией (Russia - India Special Interest Group), в Индии ныне работает 16 российских ИТ-компаний (всего же представлено на Индостане не менее 60 российских ИТ-компаний). Доля компаний, работающих в Индии или планирующих туда выходить в 2024 году выросла в сравнении с 2023 г. с 3,9% до 11,8%. Долгосрочная программа «Сделано в Индии» включает в себя целый ряд стимулов, которые заставляют российские компании следовать требованиям создания СП в Индии и в данной сфере. Практически все серьёзные проекты, прорабатываемые РУССОФТ в Индии, настроены на создание СП в рамках данной программы.
Как отмечает в этой связи глава РУССОФТ Валентин Макаров, возможные санкции против Нью-Дели в случае её вступления с США в прямую конкуренцию в IT-сфере, а также растущая технологическая мощь Китая «подталкивают Индию к технологическому сотрудничеству со странами БРИКС. У нас есть всего 2-3 года для того, чтобы реально стать технологическим партнером Индии в области ИКТ, обеспечив "трансляцию" своего гена технологического суверенитета. Тем самым, укрепив стратегическое партнерство с Индией». Иначе, по оценке эксперта, Индия «сможет найти IT-партнеров в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Европейском Союзе. Но хуже всего то, что правящая сейчас элита Индии уступит её бизнес-кругам, сориентированным на США».
Что же касается небезызвестного газопроводного проекта ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) годовой мощностью более чем в 30 млрд. кубометров, приостановленного на афганской территории в конце 2010-х, талибские* власти заявили в октябре 2023 г. о готовности возобновить строительство. А через 4 месяца директор проекта Мухамметмырат Аманов (Туркменистан) сообщил СМИ, что Ашхабад и Кабул дорабатываютплан строительства трансафганского участка ТАПИ. О планах помочь Кабулу в этом проекте сообщили весной с.г. представители правительств Пакистана и Индии. Поясним, в этой связи, что участок до границы Туркмении с Афганистаном уже построен. Согласно проекту, по 14 млрд. куб. метров предназначаются Пакистану и Индии, до 5 млрд. – Афганистану.
Эта артерия – среди важнейших проектов действующей с 1985 г. Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARС), в которой участвуют все страны региона, включая Афганистан. А, судя по афгано-российским трендам, а также по развитию сотрудничества РФ / ЕАЭС с Пакистаном и Индией, в этих странах едва ли будут возражать, если российская сторона поможет ускорить создание этой артерии.
Весьма характерно и то, что кооперационные тенденции в SAARС более активно развиваются примерно с середины 2010-х – в том числе в рамках МТК «Север-Юг» с участием России и Ирана – на фоне изначально сложных политических взаимоотношений Индии и Пакистана. Тем не менее, общерегиональные внутри- и внешнеэкономические факторы оказываются важнее политических разногласий между Дели и Исламабадом, что, в свою очередь, открывает новые возможности для укрепления экономических и геополитических позиций России и ЕАЭС в южноазиатском регионе.
Примечание
(1) В апреле 20204 г. Индия впервые, как минимум, с 2009 года, продала российским компаниям 44,8 тысячи тонн необработанного алюминия на 16,5 миллиона долларов. При этом сама Россия является вторым в мире экспортёром этого металла (по данным на 2023 г.)