В последнее время рост активности ВМФ РФ, и особенно Северного и Тихоокеанского флотов, самых мощных стратегических объединений в их составе, нельзя было не заметить. Собственно, этого никто и не пытался скрывать, напротив, Минобороны России регулярно размещало об этом официальные сообщения, сопровождая их фото и видеоматериалами.
Так, в период с 18 по 28 июня в акватории Тихого океана, Японского и Охотского морей проводится двустороннее учение группировок сил Тихоокеанского флота с участием около 40 кораблей, катеров и судов обеспечения, 20 самолётов и вертолётов морской авиации, подразделений морской пехоты, береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион».
Этому масштабному учению предшествовали маневры Северного флота: атомные подводные ракетные крейсеры «Северодвинск» и «Орел» выполнили пуски крылатых ракет «Калибр» и «Гранит» по морской цели в Баренцевом море, выполнение боевого упражнения обеспечили корабли Кольской флотилии разнородных сил.
12 июня на Кубу с неофициальным 5-дневным визитом прибыл отряд кораблей ВМФ в составе фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», атомная подводная лодка «Казань», танкер «Академик Пашин» и спасательное буксирное судно «Николай Чикер». Российский фрегат посетил кубинский лидер, командование национальных ВМС, другие руководители, а также тысячи рядовых восторженных граждан. За время нахождения в Гаване экипажи российских кораблей приняли участие в протокольных, торжественных и памятных мероприятиях, в том числе посвященных Дню России. В военно-морской академии «Гранма» наши моряки провели товарищеские футбольный и волейбольный матчи с кубинской стороной.
Атомный подводный крейсер «Казань» в Гаване
Если на Кубе заход российских кораблей вызвал радость, то появление отряда Северного флота у берегов США не на шутку обеспокоило Пентагон и Белый дом. Особенно после информации о том, что 11 июня подлодка «Казань» и фрегат «Адмирал Горшков» отработали применение высокоточного ракетного оружия в Атлантике. Для слежения за передвижением отряда США и Канада выделили большую группу надводных кораблей (включая три эсминца), две многоцелевые атомные подводные лодки, разведывательные самолеты и беспилотники.
В американском обществе явно недоумевали, что эти русские себе позволяют? Координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби (сам в недавнем прошлом военный моряк) в эфире телеканала CNN заявил, что Вашингтон
Практически одновременно с заходом в Гавану кораблей СФ произошло еще одно событие, которое скупо освещалось в российских СМИ: в ливийский порт Тобрук прибыл отряд кораблей Тихоокеанского флота России. Флагманом в дальнем походе является ракетный крейсер «Варяг», его сопровождает фрегат «Адмирал Шапошников».
Ракетный крейсер «Варяг» в Тобруке (восточная Ливия)
Прибытие этих кораблей в порт города Тобрук на востоке Ливии взбудоражило не только официальных лиц запада страны, но и лидеров боевиков. Любопытно, что они стали ретранслятором опасений НАТО, причем не скрывая этого. Так, находящийся в Лондоне один из главарей вооруженных группировок Насер Аммар заявил в одной из соцсетей, что «ракеты, которые могут запустить русские корабли из Тобрука, легко поразят базы НАТО на юге Европы». Схожее мнение высказал некий глава партии «Голос народа» Фатхи Шибли: по его словам, Западу не так важно, какое на сегодняшний день количество личного состава «Африканского корпуса» присутствует на востоке Ливии. Запад больше всего беспокоит вероятность создания российской военно-морской базы, заявил он: «Наличие у русских базы в Тобруке, подобной базе в Тартусе, будет в десятки раз важнее стратегически, так как все базы НАТО в Европе окажутся в зоне поражения российского вооружения. Ракетам потребуется всего несколько минут, чтобы достичь этих баз, и это является для НАТО и Запада серьезной опасностью».
Официальный представитель Госдепа Мэтью Миллер и вовсе обвинил Россию в том, что она «не скрывает своих амбиций углубить свое присутствие в Ливии и использовать ее в качестве базы для дестабилизации Сахельского региона». Миллер добавил, что на сегодняшний день в Ливии находится 1800 российских бойцов «Африканского корпуса», что, по его мнению, еще больше усложняет ситуацию с безопасностью в стране и окружающем регионе. И резюмировал: «Соединённые Штаты обеспокоены недавними сообщениями о том, что российские военные корабли разгружают военную технику в Ливии. И это происходит через пять лет после размещения российских наемников, которые дестабилизировали Ливию и регион».
На этом фоне нагнетаемой истерии почти незамеченным осталось достигнутое соглашение с Хафтаром о возобновлении – спустя почти три десятилетия – подготовки кадров для ливийских ВМС. Планируется прибытие на обучение в военно-морских училищах и учебных центрах в РФ 150 курсантов и еще 100 – в Дальневосточное общевойсковое военное училище, которое готовит морских пехотинцев. По большому счету американцам в нынешних условиях опасаться в Ливии нечего, включая вопрос ВМБ. Если тема о размещении пунктов базирования ВМФ РФ в Бенгази и Тобруке обсуждается главным образом в СМИ, и то ограниченно, то на сегодня в Ливии уже функционируют две крупных военно-морских базы Турции, читай: НАТО.
И пока один сын Хафтара по имени Халед (должность командира бригады и недавно был произведен папой в генерал-майоры) проводил переговоры в Москве с замглавы МИД РФ М. Богдановым и «посетил Парад победы на Красной площади» (!), другой сын по имени Саддам (тоже генерал-майор, но по должности гораздо выше, чем Халед) подписал в Риме соглашение с США на строительство глубоководного порта на востоке Ливии. Подрядчик – компания Guidry Security Group со штаб-квартирой в Техасе – обязалась инвестировать 2 млрд долл. в расположенный рядом с Тобруком порт Суса, который «будет включать в себя перевалочный центр, который поможет Ливии в экономическом развитии и поставит ее в качестве координатора международного рынка морских перевозок». И даже неловко напоминать, что фельдмаршал Хафтар и его сыновья-генералы являются гражданами США.
Читайте нас: