Лента новостей

06:28
США, а не Россия спровоцировали войну на Украине? Маск делится с подписчиками «интересным» видео
05:45
Blizzard анонсировала и выпустила ремастеры Warcraft: Orcs and Humans и Warcraft 2: Tides of Darkness
05:38
Большой раскол в День памяти павших: Британия сражалась за свободу в Европе, но против нее в своих колониях
05:37
Новая арктическая стратегия США сосредоточена на Китае. Это ошибка
05:36
100 ракет — это хорошо, но где отечественная промышленность?
05:35
План по Украине принадлежит Трампу, а расплачиваются за него европейские лохи
05:31
Путин угрожает Великобритании и Франции, проводя военные учения в Ла-Манше, после того как Стармер и Макрон пообещали поддерживать Украину столько, сколько потребуется
05:00
Шнелльботы - незаменимые пасынки Кригсмарине
04:50
История Украины - Русская История
04:42
Признание Польши о России! Поразительное заявление о США: несколько дней войны...
03:38
Россия наступает: новости СВО от 14 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 994 день спецоперации России на Украине
02:05
Украинский дрон пытался сбросить российский флаг на фабричной трубе освобожденного поселка
01:33
Теория Эйнштейна даёт трещину: 100 миллионов галактик помогут раскрыть тайну искривлённого пространства
01:31
MIT: анатомия преступлений турецкой разведки
01:29
У Польши кончается терпение. А у Украины?
00:49
Пузырь ИИ сдувается, пока OpenAI, Google и Anthropic пытаются создать более продвинутый ИИ
00:43
Украинское переобувание в прыжке
23:51
«Аньон-хасэйо, мистер президент!», или Южная Корея лихорадочно готовится к президентству Трампа
23:49
Россияне используют занятый Угледар для продвижения в Донецкой области: в ISW признали свою ошибку
22:05
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 13 ноября, вечер
21:58
Чуть не успел...
21:27
Погром после футбольных баталий
20:45
Пять лет, которые решат судьбу Европы
20:32
С усами, давайте сами: что стоит за обещаниями Европы поддерживать войну на Украине даже без помощи США
19:57
Шольц заявил о поддержке Украины — но не за счёт немецких пенсионеров
19:56
Путин снизил выплаты за ранения в зоне СВО. Государство будет платить от 100 тыс. до 3 млн рублей
19:48
Маск назвал британскую газету Guardian гнусной пропагандистской машиной
19:11
Китайский марсоход «Чжужун», возможно, обнаружил береговую линию древнего океана
19:07
Украинские депутаты предлагают расформировать ТЦК и отправить сотрудников на фронт. В ТЦК отвечают, что непригодны к воинской службе
19:06
Дума обязала нотариусов сообщать родственникам умерших об их долгах и необходимости их погашения
19:05
Пушилин привёз Кириенко в один из подвалов Угледара для встречи с местными жителями
19:04
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Запорожской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 13 ноября
19:03
Шольц заявил о поддержке Украины - но не за счёт немецких пенсионеров
18:57
Трамп станет могильщиком неолиберализма. Или нет?
18:54
Михайлов: в Вашингтоне шокированы кандидатом Трампа на пост главы Пентагона
18:40
Киев поставил ультиматум Лондону - Новости
17:40
«Мандариновая революция»: к чему могут привести массовые протесты в Абхазии?
17:22
Нейросети повышают зарплату программисту и понижают маркетологу — исследование
16:46
БПЛА Mojave взлетел с южнокорейского УДК Dokdo
16:38
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 13 ноября
16:29
Дугин предупредил о вечном противостоянии России и западных стран
15:50
Киевский режим намерен мобилизовать до февраля 2025 года ещё 160 тысяч человек
15:19
Число смертей от рака удвоится в ближайшие 25 лет
15:06
«Каждый кадр — картина!»: художник покорил фанатов The Elder Scrolls V: Skyrim версией Виндхельма на Unreal Engine 5
15:02
The Hill: Трамп симпатизирует Путину и презирает Зеленского
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Китай и Россия строят пугающие планы на Арктику

Китай и Россия строят пугающие планы на Арктику


Китай и Россия мечтают о создании "полярного шелкового пути", пишет The Economist. Доставка грузов из Шанхая в Гамбург Северным морским путем заняла бы вдвое меньше времени, чем через Суэцкий канал. Но конфликт на Украине дал Западу повод торпедировать этот план.
Атомный ледокол «Арктика» во главе каравана судов, идущего Северным морским путем - ИноСМИ, 1920, 21.06.2024
В четырехстах километрах к северу от Полярного круга, в норвежском порту Киркенес, еще есть мечтатели, надеющиеся, что их городок станет важным морским узлом. Они мнят себя западной оконечностью нового, более быстрого морского пути из Китая в Европу, который стал возможен благодаря глобальному потеплению и таянию льдов вдоль сибирского побережья. Но сейчас, когда на Украине бушуют боевые действия, эти планы кажутся несбыточными. Китайская поддержка России подогревает недоверие Запада к планам азиатской державы по созданию “полярного шелкового пути”. Но Китай вовсе не намерен уходить из Арктики. Пекин по-прежнему видит в ней шанс усилить свое влияние и причаститься к богатым природным ресурсам региона.
Потепление климата постепенно открывает в Заполярье новые транспортные возможности. Но еще быстрее регион меняет геополитика. Киркенес остро это чувствует. Городок находится всего в 15 минутах езды от границы с Россией. Туристов возят катерами на “сафари на камчатского краба”, зазывая отведать завезенный еще в советские времена экзотический деликатес. Однако россияне больше не приезжают в Киркенес — ни за покупками, ни полакомиться крабами. 29 мая Норвегия закрыла пограничный переход для туристов-“однодневок” с другой стороны границы. С конфликтом на Украине город словно застыл. В октябре в воздухе повисла напряженность, когда российский посланник в Киркенесе вопреки призывам местных политиков возложил венок к памятнику советским войскам, освободившим город от нацистов в конце Второй мировой войны, сообщает местная интернет-газета The Barents Observer.
В таких условиях тяжело даже представить себе, как будет развиваться представленный в 2017 году китайский проект Полярного шелкового пути. А ведь идея была отличная. Доставка грузов из Шанхая в Гамбург Северным морским путем займет всего 18 дней по сравнению с примерно 35 днями по маршруту через Суэцкий канал (кружной маршрут вокруг мыса Доброй надежды, чтобы избежать ударов йеменских повстанцев-хуситов, которые с начала войны в секторе Газа в прошлом году атаковали десятки кораблей, займет еще на десять дней дольше).
Киркенес рекламировал себя как первый незамерзающий порт, куда прибудут контейнеровозы из Китая, преодолев российскую часть пути. Оттуда грузы после перевалки будут расходиться в другие порты Европы. Можно даже будет перегружать грузы на поезда — так они прибудут на европейские рынки еще быстрее. Китайские бизнесмены были в восторге, говорит Руне Рафаэльсен, бывший мэр Киркенеса с 2015 по 2021 год. Если бы эти планы сбылись, Северная Европа превратилась бы из простой конечной точки маршрута в ворота для китайских грузов, рассуждал журнал Коммунистической партии Китая “Цюши” еще в 2017 году. По замыслам, “Ледовый шелковый путь” (так план Пекина называется по-китайски) станет “новой платформой” инициативы “Один пояс, один путь”, предусматривающей бурное развитие портов, железных дорог, дорог и другой инфраструктуры по всему миру.
Главная проблема кроется в том, что у Киркенеса нет железнодорожного сообщения ни с одной из стран Европы. Одно время ходили разговоры о строительстве ветки в соседнюю Финляндию, чья граница находится всего в 50 км. Линия состыковывалась бы с финской железнодорожной сетью в городе Рованиеми, “официальной резиденции Санта-Клауса”, в 500 км к югу. Однако еще в 2019 году, еще до российской спецоперации на Украине, финское правительство охладело к этой идее. В 2019 году оно опубликовало доклад, в котором усомнилось в прибыльности такой линии — не говоря уже о приемлемости для коренных оленеводов-саамов, по чьей земле она должна пройти. Теперь же, как говорит редактор The Barents Observer Томас Нильсен, финские власти “не намерены спонсировать и строить железнодорожную линию так близко к российской границе”, учитывая “геополитическую нестабильность” региона.
Холодок в отношениях
Западные правительства уже давно с тревогой смотрят на деятельность Китая в Заполярье, опасаясь, что ширящееся экономическое влияние страны в регионе снабдит Пекин политическими рычагами и откроет двери для китайского присутствия в сфере безопасности, которое лишь усугубит арктическую проблему в лице России. Аналитический центр РЭНД в Вашингтоне отмечает, что с 2018 года дипломатическая активность Китая в Гренландии, арктической территории Дании, пошла на убыль. По-видимому, это следствие успешной блокады попыток Пекина инвестировать в ключевую инфраструктуру и горнодобывающую промышленность острова со стороны Дании и США (в Гренландии также находится американская авиабаза с системами предупреждения о ракетном нападении и космического наблюдения).
Конфликт на Украине усугубил скепсис Запада в отношении любых крупных проектов с участием Китая, который трубит о своем нейтралитете, но при этом хвастается “безграничной” дружбой с Россией и оказывает огромную поддержку ее оборонной промышленности. Конфликт заморозил деятельность Арктического совета с участием восьми приполярных стран, к которым Китай присоединился в 2013 году в качестве наблюдателя, хотя его самая северная из региональных столиц, Харбин, находится на той же широте, что и Венеция. Все члены совета, кроме России, теперь входят в НАТО, причем Финляндия и Швеция влились в военный альянс лишь за последние 15 месяцев. В арктических делах Китай все чаще представляется аутсайдером.
Разочарование Пекина очевидно. В февральском выпуске китайского академического журнала Russian Studies ученые Юэ Пэн и Гу Чжэншэн написали, что позиции России на Крайнем Севере слабеют. “Изначальный баланс в Арктике был нарушен, и чаша весов в Арктическом регионе склоняется в сторону западных стран”, — заключили они. По этой причине, пишут они, есть риск “значительного ухудшения” имиджа Китая в регионе. По мнению ученых, это может “отрицательным образом сказаться на будущем участии Китая в арктических делах”.
Россия контролирует около половины береговой линии Арктики и огромную долю ее запасов нефти и газа. На данном этапе китайские корабли, может, и не стремятся пользоваться Северным морским путем (Россия взимает за использование своих ледоколов высокую плату). Кроме того, грузоотправители предпочитают предсказуемый график: даже несмотря на потепление, время в маршруте может меняться из-за льда и тумана. Однако китайские фирмы предвидят для себя выгоду, поскольку Россия разворачивается к Азии, чтобы компенсировать потерю западных рынков. Это, в первую очередь, участие в строительстве портов, разработке нефтегазовых проектов и строительстве судов для доставки ресурсов на восток (Китай — крупный покупатель российских энергоносителей). Когда-то Россия побаивалась привлекать Китай к освоению своего арктического побережья, но теперь помощь Пекина приветствуется. “Россия очень на нее рассчитывает, потому что у нее нет иного выбора, — говорит Хьелл Стуквик из Центра логистики Крайнего Севера в Киркенесе. — Таким образом Китай в каком-то смысле оказался в очень выгодном положении”.
Как отметили ученые Юэ и Гу, это сопряжено с рисками — в частности, последствиями западных санкций. Они призвали Китай к “осторожности и сдержанности” в сотрудничестве с Россией в Заполярье. Однако во время майского визита российского лидера Владимира Путина в Пекин страны пообещали “развивать арктический маршрут как важный международный транспортный коридор” и призвали свои компании “укреплять сотрудничество для увеличения грузоперевозок по арктическим маршрутам и создания логистической инфраструктуры маршрутов в Заполярье”. Иными словами, “Ледяной шелковый путь” хоть и скользкий, но сохраняет притягательность.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх