После того, как Швеция и Финляндия вступили в НАТО, Балтийское море стало внутренним морем для стран Североатлантического альянса, что может создать проблемы для нефтяных компаний России и ей самой.
На днях глава МИД Дании Ларс Расмуссен объявил о том, что его страна вместе с другими государствами Балтийского моря и членами Европейского Союза рассматривают способы ограничения так называемого теневого флота танкеров на перевозку российской нефти через Балтийское море.
«Существует широкий консенсус по поводу того, что теневой флот является международной проблемой и необходимы международные решения. Важно, чтобы любые новые мероприятия могли быть реализованы на практике, и чтобы они были юридически обоснованы с точки зрения международного права», — заявил Расмуссен агентству Reuters.
По мнению директора по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, возможная блокада проливов «исполнителем» Данией — это объявление войны России.
«Блокада — форма военных действий, а не очередная экономическая мера. По сути, это объявление войны России, а не просто теневому флоту. Это чрезвычайно резкий рост эскалации отношений между Россией и Западом. Насколько к этому готовы США и Европа — основной вопрос. И как на это будет реагировать Россия? Это возможно, обсуждается довольно давно, но пока не базовый сценарий», —
В то же время, Белогорьев считает блокаду Балтийского моря для России «большой проблемой».
«В мае–июне из балтийских портов выходило 44% всех танкеров с российской нефтью. Приморский и Усть-Луга — наши крупнейшие порты, заменить их ни краткосрочно, ни среднесрочно нечем. Часть можно поставить через Мурманск и Новороссийск, но это только небольшая часть. Если будут введены такие ограничения, это однозначно приведёт к снижению российского экспорта. Насколько будет сильным снижение и насколько продолжительным, зависит от формы этих ограничений. Если это будет действительно блокада для судов теневого флота или избирательные проверки — это разные сценарии. Это серьёзная проблема, потому что часть российского экспорта будет просто заперта в Ленинградской области и перенаправить её не удастся. В моём понимании, это чрезвычайно резкая эскалация отношений. Это не вопрос про нефтяной рынок, это политический вопрос. Я не вижу пока предпосылок, зачем Европе или США идти на такой шаг», — поделился своим мнением эксперт.
Отметим, на сегодняшний день санкции, действующие против нефтяной отрасли России, не достигли ощутимых результатов. Не подействовал отказ от покупки у России нефти и нефтепродуктов европейскими странами. Фактически не действует и потолок цен, определенный G7 в 60 долларов за баррель — за столько российские компании должны продавать свою нефть.
По данным CNN, не работают санкции в отношении танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты, которые с начала СВО Россия нарастила в разы. Сейчас Россия пользуется теневым флотом потому, что у неё нет особого выбора. Если в начале 2023 года насчитывалось 600 судов «серого» флота, то в 2024 — 1500 танкеров, которые по мнению экспертов, перевозят до 40% всей российской нефти и нефтепродуктов.
Читайте нас: