Около 350 заключенных на Украине освобождены по новому закону, который позволяет служить в обмен на досрочное освобождение, пишет NYT. Ожидается, что ряды ВСУ пополнят 20 тысяч новобранцев. Однако самим арестантам эти перспективы не кажутся столь заманчивыми.
Украина начала освобождать заключенных для службы в армии в рамках обширной программы по восстановлению вооруженных сил, истощенных двумя годами конфликта и беспощадными ударами России.
Министр юстиции Украины Денис Малюська заявил в пятничном интервью, что почти 350 заключенных уже вышли из тюрем в соответствии с принятым на прошлой неделе законом, который позволяет осужденным отправиться на фронт в обмен на перспективу условно-досрочного освобождения.
Заявка каждого заключенного должна быть одобрена судом. По словам Малюськи, всего за неделю поступило 4 300 заявлений, и основная их часть уже рассматривается. В общей сложности закон позволит освободить для службы в ВСУ до 20 000 заключенных, включая граждан в следственных изоляторах. Всего вооруженные силы Украины насчитывают сотни тысяч солдат.
Этот подход к пополнению сил в чем-то повторяет российский, но во многих отношениях отличается. Аналогичная российская программа открыта для осужденных за насильственные преступления, тогда как украинская не распространяется на осужденных за два или более убийства, изнасилование или другие тяжкие преступления.
Некоторые украинские законодатели первоначально утверждали, что осужденные за умышленное убийство под программу не подпадают. Однако Малюська пояснил в пятницу, что осужденный за одно убийство может быть освобожден, если преступление совершено без отягчающих обстоятельств, включая сексуальное насилие.
“Некоторое сходство есть, но я не могу сказать, что это то же самое, что сделала Россия”, — сказал министр.
В начале конфликта Украина лишь высмеивала попытки России вербовать арестантов, прельщая их досрочным освобождением. Но поскольку боевые действия продолжаются уже третий год, а украинские силы испытывают трудности по всей линии фронта, Киеву отчаянно нужны новые солдаты.
“Дефицит солдат, конечно, и трудности с призывом обычных граждан — вот основные причины этого закона”, — объяснил Малюська.
Владимир Зеленский заявил в феврале, что всего в конфликте погибла 31 000 украинских солдат. Однако эта цифра значительно ниже данных американских чиновников, которые еще в прошлом августе оценили число погибших в 70 000.
За последние месяцы Украина усилила патруль границ, отлавливая уклонистов, и снизила призывной возраст с 27 до 25 лет. Молодежь она не призывает, чтобы сберечь и без того небольшое поколение мужчин в возрасте от 20 лет — следствие затяжного демографического кризиса, длящегося уже более века.
Совсем недавно Киев принял закон, обязавший всех мужчин призывного возраста предоставить правительству актуальные сведения о местожительстве и состоянии здоровья. Министерство обороны Украины сообщило на этой неделе, что свои данные на специальной онлайн-платформе обновили около 700 000 человек.
Острая потребность Украины в дополнительных войсках проявилась еще четче после того, как две недели назад российские войска открыли новый фронт на северо-востоке страны под Харьковом. Наступление Москвы растянуло украинские силы и вынудило командование перебросить подразделения с других горячих точек, ослабив оборону на местах.
Главнокомандующий ВСУ генерал Александр Сырский заявил в пятницу, что российские войска пытаются прорвать оборону ВСУ в Донецкой области на юго-востоке страны.
Зеленский, посетив в пятницу Харьков, в соцсетях также подчеркнул сложную ситуацию в Волчанске — небольшом приграничном городке, который российские войска атакуют в течение последних двух недель, обстреливая тяжелыми бомбами и навязывая уличные бои. По признанию украинских чиновников, российские войска захватили около половины города.
На этой неделе суд в западноукраинском городе Хмельницком заявил, что освободил более 50 заключенных по недавно принятому закону. Отмечается, что большинство заключенных, вступивших в армию и подавших заявления на условно-досрочное освобождение, составляют молодые люди, осужденные за воровство, и что многих побудила к действию гибель родственников и друзей на фронте.
Решение о наборе заключенных на воинскую службу не вызвало особой критики со стороны украинской общественности: многие представители гражданского общества и законодатели считают, что осужденные обязаны защищать страну наравне с другими гражданами. Они также считают, что служба в армии и помощь в борьбе с Россией — это шанс искупить вину.
“Я считаю, что если люди, не совершавшие тяжких преступлений, будут служить в спецподразделениях, возможно, даже на передовой — рыть ли окопы или строить укрепления — то почему бы и нет, — сказал в интервью на прошлой неделе 31-летний киевлянин Павел Литовкин. — Нам не следует подражать российским военным приемам, но мы должны эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами”.
Председатель комитета по обороне и разведке в парламенте Украины Роман Костенко заявил на этой неделе местному телевидению, что закон “дает возможность всем оступившимся и совершившим преступления помочь фронту и доказать, что они тоже могут стать достойными членами общества вместе с мальчиками, которые сейчас защищают нашу страну”.
Россия ранее отправила на фронт десятки тысяч заключенных, зачислив их в специальные подразделения под названием “Шторм Z”, — этих бойцов бросают в кровавые атаки, не считаясь с потерями. Это помогло Москве одержать ряд побед на поле боя благодаря численному превосходству и захватить такие восточноукраинские города, как Артемовск (Бахмут), Авдеевка и Марьинка.
Остается неясным, как своих новобранцев намерены использовать украинские военные. Однако власти заявили, что заключенные будут служить в специальных подразделениях и освободятся лишь по окончании конфликта.
Еще неизвестно, хватит ли заключенных, желающих служить, чтобы переломить ситуацию на поле боя.
В заявлении суда в Хмельницком отмечается, что значительное количество заключенных не желают служить за условно-досрочное освобождение, предусмотренное новым законом. Малюська считает, что многие выжидают, чтобы посмотреть, что будет с первой волной заключенных, отправившихся на фронт.
“Они хотят знать, какой будет уровень подготовки, насколько довольны будут бывшие заключенные и новые солдаты и хорошо ли с ними обращаются, — сказал Малюська. — Это и будет решающим моментом”.
Автор: Констан Мехо (Constant Méheut) при участии Дарьи Митюк и Анастасии Кузнецовой.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: