15–16 мая текущего года президент России Владимир Путин посетил Китай. В канун, а также в ходе визита он сделал несколько важных заявлений. В частности, президент напомнил о том, что у отношений двух стран давняя история, начало которой не ограничивается периодом СССР. При этом в качестве примера привел Китайско-Восточную железную дорогу. Ее проектирование началось во время правления Александра III и она стала частью более широкого транспортного коридора под названием Транссибирская магистраль, связавшего Китай, Россию и Европу. Этот проект имел не только экономическое, но и геополитическое значение. Причем история его появления тянется из глубины веков, еще со времен Ивана IV Грозного.
В этот период ключевыми экономиками мира являлись не только и даже не столько страны Европы, сколько Персия, империя Мин (в дальнейшем империя Цин, а сегодня – Китай) и империя Великих Моголов (Индия). Товары из этих государств очень ценились на западных рынках, особенно специи, пряности, красители, ткани, чай. Дошло до того, что наемникам в Западной Европе выплачивали зарплату, наряду с монетами, индийским перцем. Даже штрафы могли назначаться в виде восточных пряностей, поставки которых в Европу приносили посредникам прибыль в 2000–2500%. Одним из таких посредников и решила выступить Москва.
В период правления Ивана Грозного (правил в 1533–1584 гг.) произошло самое крупное расширение русского государства в истории. Под контроль Москвы перешли Поволжье, Урал, Западная Сибирь, а также часть Северного Кавказа. Общий прирост территории Русского царства составил почти 100 % – с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². К завершению царствования Ивана IV Россия стала самым крупным государством мира, размером больше всей остальной Европы. Причем большая часть страны оказалась в Азии, что предопределило необходимость расширения ее политики. Ранее русские князья значительную часть внимания уделяли отношениям со странами Европы. Теперь же государственные интересы заключались в том, чтобы в равной мере поддерживать тесные связи и с государствами Востока, став своеобразном мостиком между последними и Западом. Историческая заслуга Ивана Грозного заключалась в том, что он быстро осознал выгоды такого положения.
Первый русский царь попытался создать сухопутный маршрут, который бы обеспечил поставки восточных тканей, специй, пряностей через территорию Русского царства в Европу. Именно с этой целью Иван Грозный вступил в борьбу за расширение выхода в Балтику. С этой же целью он установил тесные торговые отношения с Персией, создав торговые фактории во всех его крупных городах. Ради этого отправил несколько посольств для поиска пути в Индию и Китай через Среднюю Азию и Монголию.
Характерно, что переориентация политики Москвы в этот период нашла отражение и в государственных символах. Ранее на монетах и печатях правителей Руси, как правило, использовались покровительствующие им святые в образе всадников. Со времен Ивана IV официальным символом Русского царства стал двуглавый орел. Он символизировал, что русская политика в равной мере ориентирована на Запад и Восток, при условии отстаивания собственных интересов.
Политика Ивана Грозного получила особенно сильное развитие в период правления
К сожалению, масштабные проекты Ивана Грозного и Петра Великого не всегда находили понимание и поддержку у их преемников. Начиная с XVII и особенно в XVIII веке русская политика была переориентирована на Запад. Эта переориентация получила официальное закрепление в Наказе Екатерины II Уложенной Комиссии 1767 года: "Россия есть Европейская держава".
Такая "стратегия" привела не только к полной утрате азиатских рынков, перешедших под контроль Запада, но и к экономической зависимости Российской империи от Европы. Хуже всего, что такая ситуация вела к диспропорции внутреннего развития. Районы, представлявшие собой основной ареал проживания русских, т.е. от Поволжья до Дальнего Востока, финансировались по остаточному принципу, не развивались. Заслуга Александра III (правил в 1881-1894 гг.) в том, что он попытался изменить это положение.
Император стал инициатором создания Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба), строительство которой впервые велось только за счет государственного бюджета, без привлечения частного капитала. Железная дорога, построенная в 1891—1916 годах, стала самой длинной в мире – 7 тыс. км. Благодаря ее созданию впервые в истории Евразии можно было следовать поездом без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока). В дополнение к Транссибирской магистрали в 1889 году были начаты изыскания по созданию дополнительной ветки – через северную оконечность Байкала. Эта дорога была построена уже во времена СССР и получила название Байкало-Амурская магистраль. В 1897–1903 годах была построена еще одна ветка, которая пролегла через китайскую Маньчжурию и получила название Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Эта ветка и позволила связать железнодорожным коридором Европу и Китай.
Больше того, такая политика способствовала политическому сближению Санкт-Петербурга и Пекина. Российское правительство официально отказалось от каких-либо территориальных и других претензий к империи Цин. В 1883 году в знак доброй воли Россия передала китайской стороне Илийский край (северная часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Ранее эта территория была уступлена Санкт-Петербургу Пекином. Такая политика резко контрастировала с деятельностью западных стран, которые превращали Китай в полуколонию и официально декларировали намерение его подчинить, поделить. Наконец, пиком русско-китайского сближения стал Санкт-Петербургский договор 1896 года. Разработанный при Александре III, этот документ юридически закрепил союзные отношения между Пекином и Санкт-Петербургом. Договор предусматривал совместные действия в случае агрессии против одного из подписантов со стороны третьей страны.
После определенного перерыва политика Ивана Грозного, Петра I, Александра III была продолжена
Добавим, что если говорить об ориентации на Запад, то следует учитывать, что его экономика исторически формировалась за счет ограбления других народов. Некогда это было население колоний, а сегодня данная традиция нашла отражение в эксплуатации труда мигрантов. Поэтому равноправные отношения с Европой в принципе невозможны. В то же время у России и Китая есть как минимум несколько оснований если не для союза, то для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Прежде всего это наличие государствообразующих народов (в России – русские, а в Китае – хань), которые характеризуются не только преемственностью в культуре, традициях, но и оседлостью в образе жизни, упором на собственный труд. Все это создает благоприятные предпосылки для сотрудничества между двумя странами, рынки которых сформированными на принципе самодостаточности.
Читайте нас: