Когда президент Китая Си Цзиньпин более десяти лет назад объявил об инициативе Пояс и путь, президент России Владимир Путин не был оптимистично настроен в отношении планов создания масштабной инфраструктуры у себя на заднем дворе.
Москва рассматривала Казахстан и Кыргызстан в пределах своей сферы влияния, а Пояс и путь — вызовом этому влиянию.
Но выступление высокопоставленного российского чиновника на прошлой неделе показало, как много изменилось за прошедшее с тех пор время.
Выступая на Боаоском азиатском форуме, вице-премьер России Алексей Оверчук заявил, что Кремль и Пекин обсудили возможность «улучшения связи» между инициативой Пояс и путь и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Однако соблюдение требований внутри ЕАЭС было слабым, кроме того, после вторжения на Украину у блока появились дополнительные трещины.
Союз «несколько подрастерял единство с начала российско-украинского конфликта», говорит директор Института международных отношений Китайского университета Жэньминь Ван Ивэй, добавив, что некоторые участники ЕАЭС «беспокоятся, как бы не стать следующей Украиной».
Чтобы минимизировать этот ущерб, Москва выказывает желание связать собственные проекты по интеграции регионов с инициативой Китая.
Ван сказал, что Си Цзиньпин и Путин, как ожидается, также обсудят планы по координации «Пояса и пути» и ЕАЭС на своей следующей встрече, которая должна состояться в мае.
Зун Ахмед Хан, научный сотрудник пекинского Центра Китая и глобализации, заявила, что сотрудничество между китайской инициативой и ЕАЭС «может включать в себя создание транспортных коридоров, связывающих Китай и Россию с другими евразийскими странами и строительство энергетических трубопроводов».
Она говорит, что это также может дать Китаю возможность возродить свой план по созданию Полярного шелкового пути. Эта инициатива пересекается с российской инициативой развития Северного морского пути и даст Китаю доступ более быстрый альтернативный маршрут к Суэцкому каналу.
Но в смысле инфраструктурных проектов, у сотрудничества Китая с ЕАЭС, сохраняются проблемы. В частности, остается вопрос в том, колея железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан будет соответствовать китайскому или российскому стандарту.
Читайте нас: