Вашингтон и Лондон разжигают русофобию, чтобы стимулировать оборонные расходы стран Запада, богатея за счёт военных заказов, отметил в недавнем интервью «Аргументам и фактам» секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев: «Русофобия используется США и Британия, чтобы прочно привязать к ним другие страны НАТО экономическими обязательствами. США наживаются за счёт увеличения мощностей ВПК, диктуя союзникам условия приобретения вполне конкретных видов вооружения».
В ходе сменяющих одно другое учений отрабатываются различные сценарии противостояния с Россией, на это же нацелена и поддержка киевского режима в рамках специального фонда, идея которого широко обсуждается с подачи генсека Йенса Столтенберга. Форматы двустороннего взаимодействия, обсуждавшиеся по историческим меркам не так уж и давно, равно как и Основополагающий акт 1997 года, теперь – в далёком прошлом. Между тем – сейчас в это трудно поверить – но 70 лет назад правительство СССР выступило с инициативой вступления в НАТО. В заявлении говорилось: «Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира».
Адресаты заявления пребывали в недоумении. А в штаб-квартире альянса, которая в то время находилась в Париже, царило смятение. Что ответить Москве? Разрешить Советскому Союзу вступить в НАТО означало в корне изменить всю политику Запада в отношении Востока и пойти на сближение. Отказ демонстрировал агрессивную сущность Запада, нежелание покончить с холодной войной…
Идея поставить Запад в неудобное положение принадлежала первому заместителю министра иностранных дел Андрею Громыко, который отправил своему шефу Вячеславу Молотову проект докладной записки, из которой в конечном счете родилось историческое заявление. Заявки в НАТО подали кроме СССР, Украина и Беларусь, как три суверенных государства.
В 1954 году НАТО исполнилось пять лет. Противовеса ему – Варшавского блока – еще не было. И он мог вообще не появиться, если бы Запад проявил добрую волю со всеми вытекающими последствиями. Вступление в альянс влекло за собой глобальные перемены: смягчение международной ситуации, улучшение отношений с Западом и начало разностороннего сотрудничества. Впрочем, нет смысла рассуждать над чем, что не произошло. Уместно вспомнить то, что было.
…Незадолго до создания НАТО правительство СССР выступило с мирной инициативой – заключить Пакт Мира. В нем содержалось предложение великим державам не прибегать к использованию силы и призвать все государства к разрешению споров и разногласий только мирными средствами. О нем упоминал Сталин в январе 1949 года в интервью генеральному директору американского агентства «Интернейшл ньюс сервис» в Европе Кингсбэри Смиту, опубликованному в «Правде». По его словам, «правительство СССР могло бы сотрудничать с правительством Соединенных Штатов Америки в проведении мероприятий, которые направлены на осуществление Пакта Мира и ведут к постепенному разоружению». Сталин также выразил готовность встретиться с президентом США Гарри Трумэном.
Тот выразил готовность к переговорам и предложил встретиться в США. Вскоре последовал ответ Сталина. Он поблагодарил за приглашение, добавив, что побывать в Америке было давнишним его желанием. Тем не менее он отказался и по вполне конкретным причинам: «К сожалению, в настоящее время я лишен возможности осуществить это свое желание, так как врачи решительно возражают против моей сколько-нибудь длительной поездки, особенно по морю или по воздуху. Поэтому предлагаю в качестве места встречи Москву, Ленинград, Калининград, Одессу, Ялту в СССР, а также Польшу или Чехословакию, – по усмотрению президента США».
Логично было ожидать ответа Трумэна, но его не последовало. Во-первых, это было не вежливо, а во-вторых… По всей видимости, президент США и не думал встречаться со Сталиным, а просто тянул время. Да и ни к чему это было – конструкция Североатлантического блока уже обрела конкретные очертания и до его создания оставалось совсем немного времени. Ее главным направлением была конфронтация с коммунистической Россией и ее союзниками.
Идея заключения Пакта Мира между пятью великими державами СССР, США, Китаем, Великобританией и Францией была выдвинута представителем СССР в ООН в сентябре того же 1949 года. Однако предложение снова натолкнулось на отказ западных стран. К тому же он был предсказуем – к тому времени Североатлантический блок уже существовал. В него вошли 12 стран: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия.
Для сравнения: сейчас в альянсе 32 государства, то есть за 75 лет произошло увеличение блока почти в три раза! Вне его из европейских стран находятся лишь Австрия, Швейцария, Ирландия. Причем расширение НАТО активно началось после исчезновения Варшавского блока – бывшие социалистические страны перешли из восточного блока в западный.
А ведь в 1994 году президент США Билл Клинтон уговаривал своего российского коллегу Бориса Ельцина: «Расширение НАТО не направлено против России… Я не хочу, чтобы вы считали, что я просыпаюсь каждое утро, думая лишь о том, как сделать страны Варшавского договора членами НАТО, – у меня совсем иной взгляд на это».
Клинтон привычно и беззастенчиво лгал. А Ельцин ему верил, вернее, вынужден был верить, поскольку зависел от США. И теперь войска Североатлантического альянса подошли совсем близко к границам России…
В свое время Сталин говорил, что на образование НАТО «мы не ответим созданием своего блока. Потому что усугубится раскол Европы, в чем Черчилль лживо обвиняет нас». Хотел ли он вообще создать анти-НАТО? Таких данных нет. Но известно, что Сталин хотел, чтобы СССР вошел в Североатлантический блок. Правда, выразил он это желание своеобразно.
В августе 1952 года Сталин принимал в Кремле нового посла Франции в СССР Луи Жоке. В разговоре дипломат заметил, что, по мнению президента республики Шарля де Голля, НАТО – это исключительно мирный союз. Услышав эти слова, Сталин засмеялся. И с улыбкой спросил у министра иностранных дел Андрея Вышинского, который присутствовал на встрече: «Не следует ли в таком случае СССР присоединиться к блоку?»
Впрочем, некоторые историки считают, что Сталин не шутил. Он просто отменно достоверно сыграл свою роль, как делал не раз. Знал же, что на Западе станет известно о его реакции. И думал, вдруг «рыбка» заглотнет «наживку»?
Не заглотнула. И спустя два года, в 1954 году, НАТО ожидаемо отверг предложение Советского Союза присоединиться к странам альянса. В его заявлении говорилось, что «это предложение противоречит принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных стран». Заодно были выдвинуты совершенно нереальные требования: вывести советские войска из Австрии и ГДР, отказаться от военных баз на Дальнем Востоке. Было очевидно, что Запад, в первую очередь США, не хочет отказываться от конфронтации с Востоком.
Однако Москва не отказалась от своей идеи. В 1955 году на совещании глав правительств четырех держав предложение СССР войти в НАТО выдвигается снова. Но дверь Советского Союза по-прежнему наглухо закрыта. Для других же она открыта настежь. В том пятьдесят пятом в альянс приняли ФРГ. Ранее членами блока стали Греция и Турция.
Руководителям СССР стало понятно, что с Западом договориться не удастся. И они приступили к созданию военной Организации Варшавского договора, которая появилась в мае 1955 года – только через шесть лет после создания НАТО! В блок социалистических стран вошли Советский Союз, Венгрия, ГДР, Польша, Албания (вышла в 1968 году), Болгария, Румыния, Чехословакия.
Три с половиной десятилетия два мощных военных объединения противостояли друг другу. Деятельность Варшавского блока прекратилась в феврале 1991 года после падения коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. НАТО же продолжал расширяться и делает это до сих пор. Недавно альянс пополнила Швеция, расставшаяся со своим нейтралитетом. На очереди – еще несколько стран, в том числе Украина…
Не только СССР «стучался» в двери НАТО. В период потепления отношений России и США Москва зондировала почву для вступления в альянс. Но ей было позволено лишь войти в «прихожую» – в июне 1994 года Россия и НАТО подписали рамочный документ программы «Партнерство во имя мира». На этом все и закончилось.
Президент РФ Владимир Путин рассказывал в интервью режиссеру Оливеру Стоуну, что в 2000 году на переговорах в Москве он предлагал президенту США рассмотреть возможность вступления России в Североатлантический альянс. И тот ответил, что не против такого шага. Но Клинтон снова солгал, потому что никто такого предложения не рассматривал. У него были совсем другие идеи…
А что, если сегодня, в разгар украинского кризиса, снова выдвинуть предложение о вступлении России в НАТО? Интересно, что на это ответит руководство альянса?
Читайте нас: