С начала года западная пресса активно обсуждает решение Белого дома поддерживать на высоком уровне экспортные цены на сжиженный газ. Вашингтон проводит выгодную ему линию во внешней торговле, которую часть западноевропейской пишущей и говорящей братии расценивает как предательство трансатлантических партнёров и даже косвенную поддержку Москвы.
Показательна опубликованная в конце февраля рупором брюссельской пропаганды Euractiv
Основная мысль заказчиков таких медийных атак незамысловата: ЕС отказался от недорогого российского трубопроводного газа в пользу дорогого СПГ из США. Достигнув желаемого, правительство США в этой ситуации поставило «паузу» на выдачу новых разрешений, необходимых для наращивания объёмов экспорта СПГ. В итоге запросы Евросоюза не будут удовлетворены.
«Решение президента Байдена – это сокрушительный удар по надеждам на долгосрочную безопасность и процветание. Долгосрочная перспектива – единственная основа, с которой можно подходить к обсуждению стратегических энергетических ресурсов, таких как газ», – констатировал автор Euractiv.
Он также отметил, что «блокирование новых разрешений подрывает западный альянс и оставляет Европу перед неприятными решениями в ближайшем будущем». Далее он попытался изложить эти самые решения, однако безуспешно. Наверное, потому, что рациональные решения автору неприемлемы по политическим мотивам.
«Перемотать время вспять и вернуться к газовой зависимости от России – это не вариант. Другие варианты также непривлекательны: катарский газ окружен конфликтами и сложными условиями поставок; возобновляемые источники энергии еще не достигли достаточного масштаба; уголь слишком загрязняет окружающую среду и политически неприемлем», – признал автор рупора пропаганды ЕС.
Фактически это приговор Еврокомиссии, которая обязана была исходить из фактов и действовать в интересах стран Союза. Однако обвинять президента США в «ошибочности» принятого решения – значит, не понимать интересов Вашингтона и всей глубины замысла спланированного им конфликта с Россией.
Конкуренты из ЕС должны ослабнуть до такой степени, чтобы правительства государств Евросоюза не смогли возражать воле «единственного геополитического полюса», оставшегося после окончания холодной войны. Дорогое сырьё, коим является газ, – это удар не только по конкурентоспособности продукции реального сектора, но и по всем сферам, включая гуманитарную.
Объективно наращивание добычи на экспорт Вашингтону невыгодно, гораздо выгоднее получать больше прибыли от повышения цен. Отказ от наращивания экспорта СПГ способствует этому.
Эксперты уверены, что времени для извлечения максимальной маржи осталось немного. Примерно через два года начнётся переизбыток предложения СПГ. В дорогостоящее строительство мощностей по сжижению газа вложились многие компании по всему миру.
Россия не исключение. Из поставленного ею в 2023 году газа на рынок ЕС почти половина пришлась на СПГ, который незаконными западными санкциями не ограничивается.
США свои внутренние потребности полностью удовлетворяют. Сокращение экспорта при сохранении добычи снизит цены на внутреннем рынке. Если европейским компаниям интересно работать в таких условиях, то Вашингтон предложил им «релокейт». Он тем более привлекателен, что юрисдикция находится на крупном рынке с традиционно высоким платежеспособным спросом. Многие в ЕС откликнулись, рассмотрев также вынос производств в Азию, где дороговизна газа компенсируется дешёвой рабсилой и другими выгодами.
Еврокомиссия в этой новой реальности может предложить лишь новые проблемы. Ещё в 2022 году исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол предупреждал: Евросоюзу отказ от российского газа обойдётся примерно в 100 миллиардов евро ежегодно. Политики ЕС заявили, что готовы на такие траты и даже большие. Естественно: не из своих же карманов будут платить Урсула фон дер Ляйен, Жозеп Боррель и им подобные.
Важно также учитывать, что сейчас в США выборный год. Байдену важно заручиться поддержкой в том числе и местных зелёных, и очарованных «климатической повесткой» обывателей. Воспитано целое поколение невежд с удивительными для нормального человека представлениями о политических отношениях, об истории их страны и мире в целом, в чём немалая заслуга Голливуда. Однако у этих граждан есть политические права, они избиратели и с этим приходится считаться.
Разумеется, у решения Байдена (точнее, его окружения) есть и критики. Например, гендиректор Shell Ваэль Саван заявил Financial Times, что оно «подрывает доверие в долгосрочной перспективе». Shell планирует инвестировать в СПГ-проекты до 2025 года $4 млрд ежегодно и нарастить объемы продаж к 2030 году на 20-30%.
Большие деньги инвестировали в СПГ-проекты и другие компании, которые тоже недовольны решением президента США. Свой негатив решением Белого дома
Катар может нарастить предложение, однако оно упирается в безопасность логистики и законтрактованность судов. Кстати, к демократичности катарского, саудовского, туркменского и других режимов у США и ЕС нет никаких претензий.
Критикуют решение Байдена не только бизнесмены, но и политические противники. Например, американский сенатор-республиканец Тед Круз
В этом предвыборном хоре критиков Байдена преувеличиваются негативные последствия приостановки выдачи разрешений на новые СПГ-проекты. Как справедливо заметил Госдеп, речь не о сокращении и уж тем более не о прекращении экспорта, но о паузе в выдаче новых разрешений.
Инвестировавшие в эти проекты компании США смогут быстрее окупить затраты на фоне подорожания СПГ. Разумеется, правы называющие это «подарком Путину», потому что и российский бюджет от роста цен выиграет. В итоге Россия сможет финансировать продолжение СВО, и Байден объективно косвенно этому помогает.
Другое дело, что политические конкуренты Байдена преувеличивают негативные последствия принятого им решения и фантазируют. Ничего необычного: именно так и проходят президентские выборы в США.
Трамп уже пообещал отменить решение Байдена. В интересах всех, чтобы конфликт интересов хозяйствующих субъектов обошёлся без эксцессов вроде предвыборного инцидента в Далласе 22 ноября 1963 года.
Читайте нас: