Поддержка Киева со стороны союзников оказалась неутешительной, но и самой Украине еще предстоит "взвести курок мобилизации" в преддверии нового российского наступления, пишет Politico. Ни о каких "контрнаступах" речи не идет, теперь только об обороне.
Джейми Деттмер (Jamie Dettmer)
Киев— Украина вступает в один из опаснейших периодов с тех пор, как она впервые потрясла мир своим героизмом, отстояв Киев своими силами спустя всего несколько дней после того, как президент Владимир Путин приказал российским войскам перейти границу.
В это опасное для Украины время назревает вопрос: не теряем ли мы ее? И, что еще важнее, не теряет ли страна саму себя?
Не секрет, что еще в начале конфликта президент Владимир Зеленский решительно отверг предложение об эвакуации, сообщив потенциальным спасателям из США: “Мне нужны боеприпасы, а не такси”. Его поддержала первая леди Елена Зеленская: “Я не буду паниковать и плакать. Я буду спокойна и уверена в себе. На меня смотрят мои дети”.
Тем временем добровольцы выстраивались в очереди в военкоматы, а другие их соотечественники с лопатами в руках помогали рыть траншеи и возводить временные укрепления на окраинах столицы. По всей стране, даже в Карпатах, вдали от непосредственной угрозы, и стар, и млад устанавливали импровизированные блокпосты, порой вооруженные лишь ржавыми дробовиками и подозрением к незнакомцам.
Многие ехали в горячие точки, не дожидаясь приказа. Великобритания передала противотанковые ракеты, запускаемые с плеча. США быстро последовали ее примеру, передав более громоздкие “Джавелины”. В результате украинская стойкость — не без помощи нелепой российской тактики и смекалки тогдашнего главнокомандующего ВСУ генерала Валерия Залужного — спасла не только ситуацию, но и всю страну.
Но на этом пути, несмотря на решительную риторику и обещания поддерживать Украину “столько, сколько потребуется”, Запад слишком часто мешкал. Хотя западное оружие и снаряжение действительно прибывало в огромных количествах, оно всегда доставлялось с опозданием — зачастую под отчаянные мольбы как американских, так и европейских лидеров, убоявшихся российской эскалации, а то и ядерных угроз Кремля.
Как регулярно подчеркивают украинцы, прибывшего оружия хватит, чтобы продержаться, но далеко недостаточно, чтобы выиграть.
“Я помню наш разговор в Пентагоне еще в апреле 2022 года, когда мы умоляли их начать подготовку наших пилотов для работы на F-16”, — рассказала журналу Politico оппозиционный депутат и бывший вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе. Сегодня пилоты, наконец, проходят обучение — но с большим опозданием, и, скорее всего, профессионалами они станут лишь через несколько месяцев, самое раннее в июне.
А еще есть пакет помощи от президента США Джо Байдена на сумму 60 миллиардов долларов, который застрял в конгрессе. Примут ли его? Украинские чиновники и законодатели стараются об этом не думать, твердо веря, что США не бросят Украину в беде.
В эксклюзивном интервью Politico министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подчеркнул, что страна “безусловно благодарна партнерам за все, что они сделали”. Но при этом он выразил тревогу, что их действия не соответствуют риторике. Кулеба заявил, что в первые месяцы конфликта союзники Украины “показали, что в состоянии шока способны принимать революционные решения”. Но затем для них ситуация нормализовалась, и они “постепенно начали возвращаться к привычной политике”. “Проблема в том, что здесь ситуация не нормализовалась ни на день”, — подчеркнул Кулеба.
Политический советник Зеленского Михаил Подоляк заявил журналу Politico, что не теряет оптимизма насчет пакета, который спасет его страну. “Будет даже странно, если этого не произойдет, поскольку Америка считает Россию ключевым противником, а инвестиции в дело Украины— это инвестиции в репутацию Америки, в ее господство, в ее возможность следить за соблюдением глобальных правил, чтобы они не нарушались”, — считает Подоляк.
Но неясно, убедит ли этот аргумент противников в Вашингтоне. Каковы же перспективы Украины, если этого не произойдет? У Климпуш-Цинцадзе ответ самый лаконичный — “страшные”.
Европа, со своей стороны, пытается помочь Украине восполнить колоссальную нехватку артиллерийских снарядов. На этом фоне предложенная Чехией массовая закупка артиллерийских боеприпасов становится для Киева все актуальнее, поскольку общий объем как внутри ЕС, так и за его пределами составит около 1,5 миллиона снарядов на сумму 3,3 миллиарда долларов.
Но как скоро члены ЕС договорятся о финансировании закупок? И, что еще важнее, когда боеприпасы начнут поступать на линию фронта?
По словам советника по национальной безопасности Чехии Томаша Пояра, первые снаряды из Праги могут быть отправлены уже в июне. Между тем, как отметил ведущий представитель Европейской комиссии Петер Стано, около половины из миллиона снарядов, обещанного ЕС на этот год, поступит к концу этого месяца.
Но ЕС и ранее давал обещания, которые не мог выполнить вовремя. Что же касается военной помощи, то и тут не обходится без манипуляций с цифрами. Так, ранее в этом месяце лидеры ЕС после нескольких недель споров договорились о новом оружейном фонде для Украины в размере пяти миллиардов долларов — но, как вскоре выяснилось, оказалось, что это лишь ловкий бухгалтерский трюк без вливания новых денег.
На прошлой неделе на немецкой авиабазе Рамштайн министр обороны США Ллойд Остин поклялся, что Америка и другие союзники не подведут Украину. “Соединенные Штаты не дадут Украине проиграть. Наша коалиция не даст Украине проиграть. Весь свободный мир не позволит Украине проиграть”, — пообещал он. Однако всего за несколько дней до этого спикер Палаты представителей Майк Джонсон предложил выйти из сложившегося в Конгрессе тупика, предоставив помощь Украине в виде кредита или по ленд-лизу. Этот поворот потряс Украину и перечеркнул историческое значение этого конфликта.
Но монополия на опоздания и ошибки отнюдь не принадлежит союзникам Украины — отсюда и беспокойство, что страна рискует потерять себя.
Так, многие украинцы, в том числе бойцы на передовой, считают увольнение Залужного невынужденной ошибкой лидера страны Зеленского, который, по-видимому, почуял в генерале потенциального политического соперника.
“Решение Зеленского потрясло и разочаровало людей”, — сказал Politico мэр Киева Виталий Кличко, бывший боксер-тяжеловес.
В своем кабинете с видом на Крещатик, широкий бульвар в центре Киева, Кличко рассуждает о последствиях ракетных ударов по городу накануне вечером. “Прямо сейчас нам нужно единство. Мы должны объединиться вокруг людей, которым мы доверяем, и Залужный на протяжении двух лет успешно помогал нам защищать Родину. Ему доверяют украинцы больше всего, и снимать его с должности было неправильно”, — считает он.
Памятуя о предстоящих опасностях, Кличко заявил, что Зеленскому пришло время задуматься о расширении правительства — иными словами, перестать опираться на узкий круг доверенных советников и верноподданных и вместо этого сформировать правительство национального единства, куда войдут лучшие и светлейшие умы всей Украины.
“Грядущий период может оказаться очень болезненным для страны, и мы не должны становиться заложниками ошибок. Одна голова хорошо, а две лучше. Правительство национального единства пошло бы стране на пользу. И чем больше мы привлечем людей, тем меньше будет шансов совершить ошибку”, — добавил он.
Одна из таких ошибок — запоздалое строительство оборонительных укреплений в преддверии весеннего или летнего наступления России, а также неспособность найти выход из мобилизационного тупика и перейти к масштабному призыву.
Украине отчаянно не хватает не только оружия и боеприпасов — боевые действия идут третий год, и патриотический пыл, переполнивший военкоматы добровольцами, пошел на убыль. Фронт пожирает солдат, и Киев никак не удовлетворят его аппетит.
Украинские власти не могут решить, стоит ли заманивать уклонистов в армию уговорами или действовать принуждением — и опасаются политических последствий, если выберут последнее. Закон о мобилизации застрял в парламенте уже на несколько месяцев, поскольку Зеленский, Верховная Рада и министерство обороны продолжают перекладывать ответственность друг на друга. Однако войска Киева на передовой уже уступают противнику по численности, а Путин, как сообщается, планирует объявить новую мобилизацию после своего фиктивного переизбрания (автору лучше бы сравнить уровень доверия населения лидерам западных стран с уровнем доверия россиян Путину, но ведь он этого не сделает, поэтому и пишет несуразицу. – Прим. ИноСМИ), и часики тикают.
“Без живой силы в достаточных количествах Киеву наверняка придется расходовать имеющиеся ресурсы гораздо более высокими темпами, что чревато быстрыми успехами России в долгосрочной перспективе, — предупредил Конрад Музыка из фирмы Rochan Consulting. — Работа над законопроектом продвигается с черепашьей скоростью, а это еще больше подрывает защиту Украины в последующие месяцы. Даже если допустить, что президент Зеленский подпишет закон в лучшем случае к середине апреля, призывники окажутся на линии фронта лишь к концу лета или началу осени”.
“Таким образом для Москвы открывается окно возможностей: нехватка живой силы и артиллерийских боеприпасов не позволит украинцам провести эффективные оборонительные операции”, — заключил он.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: