В Пентагоне проанализировали провалы украинской армии и решили в срочном порядке усилить свои подразделения ПВО малой дальности (Short Range Air Defense – SHORAD), которыми раньше пренебрегали. Об этом
Американская ПВО малой дальности (SHORAD) в течение последних лет «увядала на корню», говорится в публикации, так как «казалось, что превосходство Америки в воздухе не требовало многого от сухопутных войск, способных защитить себя от атак с воздуха. Две войны в благоприятной воздушной среде – в Афганистане и Ираке – также не помогли делу SHORAD, равно как и сокращение бюджета текущего десятилетия. Но тактические реалии современного поля боя изменились, и оказывается, что армия и морская пехота США, если на то пошло, действительно нуждаются в возможностях SHORAD, и они нуждаются в них очень сильно».
В 2004 году США располагали 26 батальонами SHORAD. Сейчас осталось всего девять. Причём семь – в составе Национальной гвардии. Каждый такой батальон вооружён
Между тем, ЗРК Avenger давно морально устарели. Ракеты FIM-92, несмотря на все модернизации, уже не отличаются высокими техническими и боевыми характеристиками. Они не в полной мере соответствуют текущим задачам на поле боя. Поражение современных самолётов, вертолетов и БПЛА не гарантировано, причем потенциальный противник имеет возможность атаковать ЗРК из-за пределов зоны его поражения.
Это признаёт и Тайлер Рогоуэй: «Потенциальные враги Америки создают, возможно, лучшие системы SHORAD в мире.
Россия, в частности, отнеслась к миссии SHORAD гораздо серьёзнее, чем США, а именно потому, что у нее не было роскоши почти гарантированного господства в воздухе – или, по крайней мере, она никогда не верила в эту идею вообще. Сегодня в производстве находятся несколько мобильных точечных систем ПВО российского производства. В частности, к ним относятся "Тунгуска", "Тор" и особенно грозный "Панцирь-С1". У Китая есть такие агрегаты, как 30-мм самоходная зенитная установка ЛД-2000, а последние версии этого типа также оснащены ракетами. Китайский HQ-7 является клоном французского ЗРК точечной обороны Crotale. Другие международные системы, такие как британская "Рапира" и французская "Роланд", также успешно сотрудничают с различными вооруженными силами по всему миру».
В ходе провалившегося контрнаступления у ВСУ имелись различные мобильные системы ПВО малой дальности: небольшое число советских ЗРК «Стрела-10» (дальность до пяти тысяч метров) и ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска» (до восьми километров), а также ЗРК Avenger (20 штук) и немецкие Gepard (52 единицы).
Они оказались малоэффективны против низколетящих российских вертолетов Ка-52 и Ми-289Н, действующих на пределе досягаемости,
Суровые уроки военного конфликта на Украине заставили Пентагон приступить к реформированию своей армии, не способной на данный момент вести боевые действия с равным противником.
В конце февраля 2024 года Минобороны США опубликовало
В Пентагоне хотят создать пять «мультидоменных оперативных групп» (multi-domain task forces – MDTF) с ракетными подразделениями, вооруженными, помимо прочего, «Хаймарсами» и гиперзвуковым оружием, с батальонами кибервойны.
ПРО и ПВО резко усилят. Каждой MDTF будет придан батальон «непрямой огневой защиты» со средствами «малой и средней дальности» против беспилотников, артиллерии, минометных систем, крылатых ракет.
Другие рода войск, включая силы специальных операций, сократят.
В эти батальоны также включат девять «батарей противодействия малым БПЛА» с противодронными перехватчиками Coyote Block 3. Во время испытаний в 2021 году эта система,
Планируется также сформировать четыре дополнительных батальона маневренной ПВО ближнего действия (M-SHORAD) для нейтрализации «угроз на малых высотах – БПЛА, вертолетов и самолётов». Два таких подразделения уже есть. «Основной системой противовоздушной обороны, закрепленной за существующими батальонами M-SHORAD, является мобильная платформа на базе бронемашины Stryker 8x8, имеющая башню, вооруженную ракетами класса «земля-воздух» малой дальности с тепловым наведением Stinger. Каждый из них также имеет 30-мм автоматическую пушку, способную стрелять боеприпасами с неконтактным взрывателем, которые идеально подходят для сбивания дронов. Эти подразделения также должны получить машины на базе Stryker с высокоэнергетическим лазером, а также, возможно, с мощным микроволновым излучателем», – пишет обозреватель The War Zone Джозеф Тревитик.
Заметим, что противодронное лазерное и микроволновое оружие находятся ещё в разработке, и не факт, что их применение окажется достаточно эффективным.
Тайлер Рогоуэй сетует, что в Пентагоне слишком поздно обратили внимание на необходимость создания систем ПВО малой дальности, способных противостоять огромным роям дешевых и небольших дронов. Таких систем у американской армии сейчас нет, как можно понять из статьи Рогоуэя, у американских военных пока даже нет представления, что должна представлять из себя такая система ПВО.
По его мнению, «хотя это может звучать как страница из научно-фантастического романа, единственное, что, вероятно, могло бы противостоять такой плотной атаке на сухопутные войска или гарнизонные силы, – это иметь наготове свои собственные контр-рои. Это приведёт к десяткам или даже сотням воздушных боев мини-камикадзе в небе – самоубийственной борьбе не на жизнь, а на смерть среди крошечных летающих роботов с коллективным разумом».
В настоящее время ВВС США работают над программой по производству около тысячи беспилотных истребителей, оснащенных искусственным интеллектом,
Бюджет программы оценивается в 6 млрд. долл. Сотни таких дронов могут поступить на вооружение американских ВВС уже в течение следующих пяти лет. На контракт с американским оборонным ведомством претендуют компании Anduril Industries, Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman.
Планируется, что беспилотные истребители будут сопровождать и защищать самолеты с экипажами, например истребители F-35 и бомбардировщики B-21. Кроме того, они смогут нести собственное вооружение, наносить удары по другим самолётам и целям на земле, а также выполнять разведывательные функции.
Летом 2023 года в Вашингтоне
Она впервые рассказала о перспективной программе Пентагона под названием Replicator, предусматривающей создание и развитие беспилотных и безэкипажных дронов разных классов. Планируется создавать разнообразные летательные аппараты, надводные и подводные суда, а также наземные платформы для решения всех основных задач – от наблюдения и разведки до применения штатного вооружения.
В течение 18-24 месяцев Пентагон планирует разработать и вывести на испытания беспилотные системы разных классов в количестве нескольких тысяч. Какие именно комплексы, существующие или разрабатываемые, войдут в это число, Кэтлин Хикс не сообщила.
Беспилотники всех классов для концепции Replicator должны быть несложными и недорогими. За счет простоты дронов планируется обеспечить их массовый выпуск. Крупносерийное производство и массовое внедрение дронов должны нивелировать численное преимущества вероятного противника в технике и живой силе.
Но эти амбициозные планы – пока лишь в проекте. Поэтому опубликованная концепция «Трансформации структуры вооруженных сил» может быть охарактеризована известным из курса начальной школы правилом: от перестановки слагаемых их сумма не меняется.
Через пять лет эта арифметическая максима перестанет работать, конечно, при условии, что все разработки Пентагона будут успешными и поступят в войска.
У России и Китая есть пять лет, причём не на размышления, а на подготовку Америке достойного военно-технического ответа.
Читайте нас: