Россию и США ждет новая "сумеречная борьба", пишет FA. Так Кеннеди называл противостояние с Советским Союзом. Сегодня Запад делает ставку на долгосрочную победу Украины — цель, которую не нужно достигать, но которая будет поддерживать тление конфликта.
Специальная военная операция России на Украине заставила Вашингтон переосмыслить свои фундаментальные представления о Москве. Каждый президент США — от Билла Клинтона до Джо Байдена — стремился к той или иной степени взаимодействия с Россией. Еще в 2021 году Байден выражал надежду, что Россия и США смогут прийти к "стабильным, предсказуемым отношениям". Но спецоперация России на Украине радикально изменила эту оценку. Теперь ясно, что две эти страны останутся антагонистами еще долгие годы. Кремль обладает огромной разрушительной глобальной мощью и готов пойти на большой риск ради продвижения своей геополитической концепции. Чтобы справиться с такой Россией, потребуется долгосрочная стратегия сдерживания вроде той, что Соединенные Штаты придерживались в период холодной войны или того, что президент Джон Кеннеди называл "долгой сумеречной борьбой" с Советским Союзом.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Прошло более 75 лет с тех пор, как известный дипломат Джордж Кеннан (George Kennan) впервые сформулировал эту стратегию в своей знаменитой "Длинной телеграмме" из Москвы, а затем обнародовал ее в журнале Foreign Relations под псевдонимом X. В своей статье 1947 года Кеннан описал сдерживание как политическую стратегию, подкрепленную "умелым и своевременным применением контрсилы в ряде постоянно меняющихся географических и политических точек". Целью было избежать прямого конфликта с Советским Союзом и одновременно остановить распространение советского влияния в мире.
Новая стратегия сдерживания должна учитывать и новизну сегодняшнего момента. Она должна опираться на союзников США больше, чем это делала ее предшественница в двадцатом веке. И ее необходимо поддерживать в долгосрочной перспективе. Эту задачу будет труднее решать без двухпартийного политического консенсуса в США, которым была отмечена борьба против коммунизма в холодной войне. География сдерживания также будет отличаться от прежней модели. Концепция сдерживания Кеннана была сосредоточена в первую очередь на Европе. Сегодня центральными точками становятся постсоветская Евразия и весь остальной мир.
Четко сформулированная новая стратегия сдерживания должна исходить из того, что Россия продолжит попытки доминировать на Украине. Эта стратегия послужит сигналом союзникам по НАТО и Украине о том, что Соединенные Штаты по-прежнему твердо привержены европейской безопасности, а также успокоит американских чиновников и американских граждан, обеспокоенных перспективой эскалации конфликта. Защита Украины имеет решающее значение для европейской стабильности и предотвращения распространения российской мощи по всему миру. Сдерживание России на Украине означает сохранение линии соприкосновения как можно ближе к российской границе, что будет умерять экспансионистские устремления Москвы. И это сдерживание останется необходимым независимо от того, как закончится конфликт на Украине. Как и во времена Кеннана, стратегия сдерживания позволяет Вашингтону контролировать агрессию Москвы, не рискуя прямым конфликтом между двумя ядерными державами. Но просто смахнуть пыль с рецептов Кеннана сейчас явно недостаточно. Новые времена требуют нового мышления.
Сдерживание времен холодной войны никогда не было отдельной политикой. Кеннан делал акцент на политических инструментах и ограниченном применении "контрсилы". Другие стратеги холодной войны продвигали более милитаризованную версию. Пол Нитце, преемник Кеннана на посту директора Управления политического планирования госдепартамента, призывал к "быстрому наращиванию политической, экономической и военной мощи свободного мира". Нитце (Paul Nitze) выступал за военное вмешательство против поддерживаемых Советским Союзом повстанческих движений в странах, которые тогда назывались "третьим миром".
Некоторые старые представления о сдерживании все еще актуальны. Если на Украину Соединенные Штаты направляют главным образом военную помощь, то сдерживание российского влияния в Центральной Азии и Африке потребует других инструментов, таких как поддержка реформы государственного управления и международной торговли. Сдерживание не будет выглядеть точно так же, как в двадцатом веке. Самое большое различие состоит в географии. В то время, как линия разлома холодной войны находилась в Германии, горячие точки сегодняшнего конфликта с Россией находятся на Украине и других постсоветских государствах на западной периферии России. Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина, скорее всего, достигнут разного уровня интеграции в западные институты, но останутся источниками конфликтов. Некоторые из этих стран могут и подстраховаться, работая как с Соединенными Штатами, так и с Россией.
Без резких идеологических разногласий времен холодной войны многие страны в других регионах останутся в стороне. Крупные региональные державы, такие как Индия и Южная Африка, сохраняют плохие воспоминания о западном колониализме и считают призыв Запада к "моральной борьбе" корыстным и лицемерным. Еще большее их число не хочет подвергать опасности свою собственную экономику, вводя антироссийские санкции или иным образом участвуя в конфликте, который они отнюдь не считают своим. По этой причине Соединенным Штатам следует противостоять влиянию России за пределами Европы прежде всего посредством помощи развитию этих стран, торговли и инвестиций, а не посредством военного вмешательства. Например, в Сахеле Соединенные Штаты могут противостоять жестокости и коррупции поддерживаемых Россией хунт, спонсируя местные инициативы по укреплению гражданского общества.
В XXI веке Соединенные Штаты не смогут ориентировать свою внешнюю политику и политику безопасности исключительно на борьбу с Москвой. Любая стратегия сдерживания России должна учитывать наши ресурсы по обязательствам в Индо-Тихоокеанском регионе и пределы влияния политики США на китайско-российские отношения. Эта сложная реальность требует от союзников Вашингтона, особенно в Европе, взять на себя большую часть инициатив по сдерживанию России.
Европа продемонстрировала свою политическую и экономическую устойчивость перед лицом российской агрессии. Однако в военном отношении континент по-прежнему зависит от США. Это положение должно измениться отчасти потому, что Соединенные Штаты должны направить больше своих ресурсов в Азию. Рост европейских расходов на оборону после начала специальной военной операции России на Украине является обнадеживающим шагом. В 2023 году 11 членов НАТО достигли целевого показателя по расходам, выделив не менее 2% ВВП на национальную оборону, по сравнению с всего семью такими странами, имевшимися в 2022 году. Остальные теперь должны последовать этому примеру.
Европа также должна решить проблему координации. Сейчас Соединенные Штаты координируют действия более 25 армий в Европе. Хотя Америка и должна продолжать делать это в краткосрочной перспективе, Вашингтону необходимо подтолкнуть отдельные европейские страны и Европейский союз к тому, чтобы они в большей степени взяли на себя координирующую роль и создали более сильную европейскую опору в НАТО. Цель должна состоять в том, чтобы европейские государства предоставили как минимум 50% финансирования, войск и техники для реагирования на чрезвычайные ситуации в соответствии со статьей 5 Договора НАТО.
Спецоперация России на Украине связала между собой вызовы для Вашингтона на азиатском и европейском театрах военных действий. Япония, Южная Корея и Тайвань вносят важный вклад в борьбу Украины. Китай, напротив, остается одним из наиболее важных дипломатических сторонников России. Пекин повторяет тезисы Москвы о расширении НАТО как основной причине конфликта. Он также предоставил Москве навигационное оборудование, детали истребителей и беспилотники, несмотря на то, что пытается позиционировать себя как потенциального посредника в мирных инициативах и воздерживается от предоставления России существенной летальной помощи.
Столкнувшись с угрозами со стороны соседей-ревизионистов, Япония, Южная Корея и другие азиатские страны рассматривают суверенитет Украины как вопрос своих национальных интересов. Токио и Сеул предоставили Киеву гуманитарную и нелетальную военную помощь, такую как каски и бронежилеты, а Южная Корея становится крупным поставщиком оружия для европейских вооруженных сил.
Проблемы одновременного противостояния Китаю и России будут острыми. Даже если Россия останется главной угрозой международному порядку, Соединенным Штатам придется усилить свое внимание к Китаю в ближайшие десятилетия. Стратегия сдерживания может позволить Соединенным Штатам противостоять России в Европе, одновременно направляя больше ресурсов на сдерживание Китая в Азии.
Военная спецоперация России на Украине оказалась для нее вязким болотом. Продолжающаяся поддержка Вашингтоном Украины препятствует военным амбициям России и ослабляет ее возможности по поддержке китайской агрессии против Тайваня в будущем. Но конфликт на Украине сплотил Москву и Пекин сильнее, чем когда-либо со времен Сталина и Мао. Байден и его ближайшие преемники не смогут оторвать Пекин от Москвы так, как это сделал президент США Ричард Никсон после своего визита в Китай в 1972 году. Китай и Россия слишком тесно связаны, и обе видят в глобальном лидерстве США угрозу миру. Украинский конфликт также углубил отношения между Россией и Северной Кореей, которая снабжает российские войска оружием и при поддержке Москвы теперь может почувствовать себя смелее и безнаказанно действовать на Корейском полуострове.
Тем не менее у США и их союзников есть рычаги влияния на Китай. Если в 2023 году китайско-российская торговля составила 240 миллиардов долларов, то торговля Китая с ЕС равнялась примерно 800 миллиардам долларов, а торговля Китая с США превысила 660 миллиардов долларов. В экономических отношениях Китая с Соединенными Штатами и ЕС на карту поставлено больше, чем в его торгово-экономических связях с Россией. Евросоюз внес в черный список китайские фирмы, подозреваемые в поставках материалов двойного назначения в Россию. Однако эксплуатация этого рычага должна осуществляться весьма осторожно, поскольку он может стать одной из причин, по которой Китай пойдет на экономический отрыв от Соединенных Штатов и Европейского союза.
На протяжении большей части холодной войны излишне милитаризованная версия сдерживания имела неприятные последствия для США в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты вмешивались военными средствами в гражданские войны и терпели или поощряли злоупотребления со стороны своих антикоммунистических партнеров, таких как шах Ирана и президент Индонезии Сухарто, что вызвало широкое недовольство в этих и других странах. Сегодняшняя Россия использует это недовольство, чтобы разжечь антиамериканские настроения и затмить свое прошлое имперской державы.
Новая стратегия сдерживания России не должна повторить этих ошибок. Многие страны развивающегося мира будут стремиться подстраховаться, установив продуктивные отношения как с Россией, так и с Соединенными Штатами. Вместо того, чтобы подталкивать страны принимать чью-либо сторону, Вашингтону придется избегать принципа "враг моего врага — мой друг", который часто определял стратегию холодной войны. Чтобы успешно противостоять антиамериканским нарративам, которые наполняют российскую дипломатию и пропаганду, Соединенные Штаты должны сделать поддержку демократии и гражданского общества центральным элементом своей внешней политики.
Особую осторожность следует проявлять в отношении Ближнего Востока, где расположены основные энергетические ресурсы и торговые коридоры, жизненно важные для национальных интересов США. Американские политики не должны недооценивать то, на что готова пойти Москва, чтобы обеспечить свое влияние в регионе: ее жестокое военное вмешательство в поддержку сил президента Башара Асада в сирийской гражданской войне является ярким тому примером. В условиях, когда Вашингтон ушел из региона после двух десятилетий военных интервенций здесь, Россия теперь может выиграть от ширящихся сомнений в прочности обязательств США перед Египтом, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, а также от гнева здешних народов по поводу поддержки Америкой Израиля. Сдерживание России на Ближнем Востоке потребует от Соединенных Штатов укрепить свои обязательства перед региональными партнерами посредством расширения сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Вашингтону также следует работать с этими государствами, чтобы добиться мира в Газе путем переговоров. Это то важное дело, которое Россия не может совершить, хотя и называет себя региональным посредником.
Безопасность Европы зависит от судьбы Украины. Если Москва поймет, что ее военная спецоперация зашла в тупик, ее можно будет вынудить признать свое поражение. Но даже если Украина не добьется полной победы на поле боя, она тем не менее может быть интегрирована в Запад в военном и политическом отношении. В худшем случае крупномасштабное продвижение российских войск на Украине приведет к тому, что российская угроза окажется у дверей НАТО, что сделает сдерживание более неотложным, но и более трудным.
Новая стратегия сдерживания не зависит от победы Украины. Однако эта стратегия должна включать в себя выигрыш Украины в качестве долгосрочной цели. Принуждение России отказаться от всей или большей части занятой ею территории отодвинет российскую угрозу дальше от границ Европы, оставив Кремлю задачу расхлебывать последствия неудавшейся агрессивной акции — во многом так же, как это сделал Советский Союз в 1980-х годах после разгрома в Афганистане. Победа Украины придаст смелости другим странам дать отпор вредоносному влиянию России.
Военная победа Украины потребует более масштабной и стабильной военной помощи Запада, включая дальнобойное ударное оружие. Недавно Евросоюз согласовал предоставление Украине пакета военной помощи на сумму 50 миллиардов долларов. Соединенным Штатам необходимо последовать этому примеру и утвердить свой пакет дополнительной помощи Киеву в 60 миллиардов долларов, который застрял в Конгрессе.
Два десятилетия войны на Ближнем Востоке в сочетании с внутренними трудностями подорвали американскую общественную поддержку иностранных вмешательств США. Проблемы с сохранением американской мощи только придают смелости России (и другим экспансионистским державам). Они верят, что смогут "переждать" Запад на Украине, одержав победу, которая ознаменует конец эпохи мирового превосходства Соединенных Штатов.
Эта ситуация похожа на ту, с которой Вашингтон столкнулся после Второй мировой войны, когда советская империя была на марше в Европе. Как и во времена холодной войны, Соединенные Штаты не могут ни рисковать прямым конфликтом с Кремлем, обладающим ядерным оружием, ни позволить его агрессии остаться без контроля. Между этими двумя крайностями стратегия сдерживания и предлагает средний путь.
В ней приоритетом должна быть защита соседей России, находящихся под угрозой, особенно тех, у которых нет четкого и немедленного пути к членству в НАТО. Помимо Украины, наиболее уязвимыми соседями России являются Армения, Грузия и Молдавия — все они остаются пока вне альянса. Америка должна предложить этим странам обучение вооруженных сил и оружие. Вашингтону также следует повысить устойчивость этих государств к российским угрозам из "серой зоны", начиная от кибератак и заканчивая вмешательством в выборы. Соединенным Штатам следует делиться с ними разведданными и инвестировать в критически важную инфраструктуру, такую как электросети и хранилища данных.
Конфликт на Украине в значительной степени оторвал Россию от Запада, но остаются важные связи, которые служат целям Кремля. Хотя санкции нанесли реальный ущерб российской экономике, Москва адаптировалась, перейдя на военные рельсы и пользуясь огромными энергетическими ресурсами, особенно нефтью. Соединенные Штаты неохотно вводят санкции в отношении нефтяного сектора России, опасаясь обострения инфляции внутри Америки. Но зависимость России от нефти — это та уязвимость, из которой Вашингтону следует извлечь выгоду. Западным политикам нужно принять более активные меры по снижению цен на российскую нефть, следуя по стопам политики Рональда Рейгана начала 1980-х годов, поспособствовавшей экономическому кризису, который Советский Союз пережил в 80-х.
Любая стратегия Соединенных Штатов в отношении России должна признавать опасность прямой военной конфронтации. Вашингтон должен оставаться открытым для переговоров с Россией по таким вопросам, как контроль вооружений, кибервойны и региональные конфликты между союзниками каждой из сторон. Не обуславливая эти переговоры крупномасштабными политическими изменениями в Москве, Вашингтон должен ясно продемонстрировать, что Соединенные Штаты не стремятся к войне с Россией и намерены даже сотрудничать с ней по таким вопросам, как изменение климата и освоение космоса. Реализация современной стратегии сдерживания потребует поддержки обеих политических партий Америки и направления достаточных средств на оборону. Понятно, что в сегодняшней поляризованной политической и медийной среде обеспечение такого двухпартийного консенсуса, который поддерживал сдерживание на протяжении большей части холодной войны, потребует больших политических усилий и творческого подхода.
Кеннан указывал, что Вашингтон должен был взять на себя и выполнять обязательства по сдерживанию Советского Союза столько, сколько это было необходимо. Во всяком случае до тех пор, пока советская власть не "смягчится" и не перестанет угрожать глобальной стабильности. Сдерживание России сегодня потребует аналогичных затрат времени и ресурсов. Это будет еще одна "сумеречная" борьба, хотя она будет разворачиваться в мире, совершенно отличном от мира конца 1940-х годов.
Авторы статьи: Макс Бергманн (Max Bergmann), Майкл Киммадж (Michael Kimmage)