«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951). Картина Михаила Хмелько
Предыстория
В 1653 году гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий прислал в Москву посольство к государю Алексею Михайловичу в составе войскового старшины Григория Гуляницкого и войскового писаря Ивана Выговского, с прошением принять «всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное своё твердое владение, подданство и покровительство».
В мае 1653 года в Москве собрался Земский собор обсудить вопрос присоединения Войска Запорожского к Русскому царству и войны с Речью Посполитой. В сентябре 1653 года в Москву прибыло посольство гетмана во главе с личным доверенным Хмеля чигиринским полковником Лаврином Капустой. Полковник просил царское правительство немедленно послать на Русскую украйну – в Киев и другие города – ратных людей с воеводами.
1 (11) октября 1653 года состоялось заключительное заседание Собора (
9 (19) октября 1653 года из Москвы на Гетманщину было направлено посольство во главе с Василием Бутурлиным. В Переяславле 8 (18) января 1654 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы рада присягнула русскому царю (
На Переяславской раде были сформулированы статьи договора, оформленные в форме «челобития великому государю». В Москву было отправлено новое посольство в составе войскового судьи Самойла Богдановича и переяславского полковника Павла Тетери.
В течение января и февраля 1654 года приняло присягу население Киева, Нежина, Чернигова, Белой Церкви, Канева, Черкасска, Прилук и других городов, а также сёл Войска Запорожского.
Хмельницкий рассылает полковникам универсал с призывом готовиться к войне с панами: «чтоб у вас пороха, свинца, муки и всякого продовольствия было довольно, потому что я королем лядским мира не постановил, и вы неприятелей наших ляхов бейте, если они посмеют напасть на нас, а царь московский будет помогать нам».
Царь Алексей Михайлович. Неизвестный западноевропейский художник.
«Жить с великим бережением»
В соответствии с договором в Малую Россию прибывают царские полки. В Киев были посланы воеводами боярин и наместник ростовский князь Фёдор Куракин и боярин и наместник галицкий князь Фёдор Волконский. Прибыл дьяк Посольского приказа Андрей Немиров. С ними был отряд полковника Юрия Голицына: 2 тыс. солдат, 500 стрельцов, 100 детей боярских и 5 пушкарей. Такие же отряды направлялись и в другие города.
Воеводам приказывали «жить с великим бережением», ратным людям запрещалось «чинить шкоды» местным жителям, забирать бесплатно у них провиант и фураж. Чтобы «черкасских (днепровских казаков называли «черкасами». – Автор) городов никаким людям ни от кого обиды никакие не были». Наказ категорически указывал всячески защищать местных жителей – «оборонить, и в плен и в разорение их не выдавать».
Куракину и Волконскому предписывалось укрепить кордоны, чтобы никто не неузнанным не проник в Киев. Всем беглым людям «давать волю» и дать возможность идти в казаки или записываться в мещане.
Царский полк вступил в Киев 23 февраля 1654 года. Ещё на подходах к городу его радостно встречали наказной киевский полковник во главе тысячи казаков с развёрнутыми знаменами и горожане. Спешно началось сооружение крепости. 17 марта киевские воеводы доносили, что «острог и всякие крепости делаем всеми людьми, днем и ночью, и стоим наготове».
Переяславские статьи
Сразу после возвращения из Переяслава гетман со старшиной заседают в канцелярии для выработки условий воссоединения. Они должны были определить положение Гетманщины в составе Русского царства. Многие вопросы были уже обсуждены на встречах гетмана с русским послом Бутурлиным в Переяславле в январе 1654 года.
Так, Хмельницкий просил подтвердить права на земли, которыми владели православные монастыри и церкви. Бутурлин заверил, что царь подтвердит эти права. Также гетман просил сохранить права казаков на поместье и вольности не только во время службы, но после смерти за его потомками. Гетман просил передать царю просьбу, чтобы реестр составлял по крайне мере 60 тыс. человек. В условиях войны с Польшей – чем больше реестр, тем лучше.
17 февраля 1654 года казачья старшина составила прошение царю Алексею Михайловичу о подтверждении прав и привилегий малороссийского народа. В Москве желали, чтобы в столицу прибыл сам гетман Богдан. Но выехать он не смог, вот-вот могла начаться очередная военная кампания. В русскую столицу выехал генеральный судья Самойла Зарудный и переяславский полковник Павел Тетеря.
17 февраля 1654 года посольство выехало из Чигирина и 12 (22) марта торжественно было встречено в Москве и представило прошение, которому дьяки дали название «статей». Под названием «мартовские статьи», «статьи Богдана Хмельницкого» или «Переяславские статьи» они и вошли в
14 (24) марта 1654 года 23 статьи договора были рассмотрены царём Алексеем Михайловичем. По всем пунктам было вынесено решение. Последний, 23-й пункт был внесен царским правительством.
Царь подтверждал внутреннюю автономию Войска Запорожского: «права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити».
Реестр утверждался в 60 тыс. казаков; православная шляхта сохраняла прежние права и вольности; духовные и мирские люди также сохраняли права и вольности, полученные от князей и королей; в городах урядники и прочие управленцы избирались «из наших людей чтоб были обираны на то достойные»; Войско Запорожское само избирало себе нового гетмана; войсковая администрация получала царское жалованье и доход; гетман сохранял право принимать послов других держав, извещая Москву, но вражеских посланцев необходимо было задерживать. Запрещено было без государева позволения иметь отношения с Турцией и Польшей.
Царские войска вводились на границу украйны для защиты от Польши. Если Крымское ханство разорвёт дружеские отношения, то Россия должна была начать контрнаступление от Астрахани, с помощью донских казаков.
27 марта 1654 года оглашена царская грамота о сохранении прав и вольностей Запорожского Войска, православной шляхты и населения Малороссии. Войско Запорожское переходило под высокую руку государя, сохраняя прежние права и привилегии, которые были даны им от королей польских и великих князей литовских, сохранялся и суд по прежним правам, реестр в 60 тыс. казаков, свободные выборы гетмана. Казакам сохраняли прежние имения и земли, у вдов и детей их не отнимали.
Специальной жалованной грамотой царя от 12 апреля 1654 года, посланной Хмельницкому, все эти права и вольности подтверждались снова.
В свою очередь Запорожское Войско обязалось служить государю, бить всех государевых неприятелей, «и во всем быти в нашей государской воле и послушанье быть». Царское правительство наделялось правом иметь в Киеве и Чернигове своих воевод с войсками, контролировать сбор податей и отношения Гетманщины с иностранными державами.
Таким образом, Войско Запорожское, Гетманщина получили статус автономии в составе Русского государства.
Хмельницкий и старшина опасались, что царское правительство не прислушается к их просьбам, решит всё по-своему. Однако эти опасения не оправдались.
Польский король и паны со своей стороны, как могли, пытались сорвать переговоры Чигирина и Москвы. По Малороссии распространяли «прелестные» универсалы короля Яна-Казимира и литовского гетмана Радзивилла. Казакам обещали прощение, различные давние свободы и привилегии, призывали отступиться от «изменника» Хмельницкого и вернуться под власть короля.
Но толку от этого было мало. Народ ляхам, которые устроили кровавый геноцид на Русской украйне-окраине, не верил.
В конце марта вернулись из Москвы послы Зарудный и Тетеря с царскими грамотами. Хмель немедленно известил о решении царского правительства полковников, чтобы они рассказали народу. Копии грамот были направлены кошевому атаману в Запорожскую Сечь.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: