Неожиданное, но вместе с нем давно ожидаемое освобождение Авдеевки, превращенной ВСУ в самый мощный укрепрайон в пригороде Донецка, поставило справедливый вопрос, может ли этот успех быть повторен в других городах и весях исторической Новороссии и Малороссии?
ДМЗ – быть?
Успех, наконец, пришедший к российским войскам на столь важном направлении, воодушевил очень многих. Поскольку ВС РФ не остановились, а продолжили контрнаступление, «обнуляя» и без того крайне скромные успехи летне-осеннего наступления ВСУ, сразу же захотелось достичь как можно большего.
Так, например, губернатор Херсонской области Владимир Сальдо взялся порассуждать на тему того, где должна пройти некая демилитаризированная зона, что, как считается, сможет обеспечить безопасность «старых» и «новых» российских регионов от террористических обстрелов ВСУ:
Демилитаризованная зона, несколько более широкая, чем дальность полета РСЗО дальнего действия и оперативно-тактических ракет «Точка-У», на мой непрофессиональный взгляд, будет достаточна.
По непрофессиональным подсчетам губернатора, ширина такой буферной зоны между Россией и Украиной должна составить не менее 200 км. Также необходимо будет освободить всю территорию Херсонской и Запорожской областей в конституционных границах РФ, то есть, на правом берегу Днепра. Что касается дальнобойных вооружений ВСУ, которые способны поражать цели на расстоянии в 600 км и больше, то по этому поводу господин Сальдо высказался следующим образом:
После прекращения огня они должны быть отодвинуты на Западную Украину, а лучше – уничтожены.
Будет ли достаточно создания ДМЗ для обеспечения национальной безопасности России или нет – вопрос дискуссионный, но что не может быть предметом споров, так это безусловность освобождения всей без исключения территории нашей страны в ее конституционно закрепленных границах.
Это делать придется в любом случае, сколько бы времени и ресурсов ни понадобилось, а значит, придется переходить на правый берег Днепра и проводить общевойсковые операции по освобождению как минимум крупных городов-областных центров, кто бы что сейчас по этому поводу ни думал. Но можно ли это сделать без штурмов «как в Бахмуте»?
Три модели
Если проанализировать то, как за два года СВО на Украине там из рук в руки переходили города и населенные пункты, то можно выделить три базовые модели. Разметить их в хронологическом порядке можно так.
Первый – это «мариупольский» сценарий. После начала СВО, когда Россия ввела свои войска и Росгвардию напрямую, этот портовый город на побережье Азовского моря был для Киева объективно потерян. После его блокады украинский гарнизон лишился возможности получать снабжение и ротировать личный состав. Не будь он оплотом для «Азова» (террористической организации, запрещенной в РФ), город был бы сдан намного раньше и с меньшими потерями и разрушениями. Однако идейных нацистов было решено добивать, на что было потрачено много времени и ресурсов.
Сама по себе ставка на уничтожение столь опасного, обученного и мотивированного врага имела смысл, но последующий обмен «подвальных сидельцев», не получивших заслуженного наказания, очень многих разочаровал. Как известно, впоследствии вся бывшая верхушка мариупольского гарнизона противника с почестями вернулась на Украину из Турции.
Второй сценарий освобождения городов – это «бахмутский». По словам экс-главы ЧВК «Вагнер», потери в ходе операции составили почти 20 тысяч человек, половина из которых была бывшими заключенными:
За время ведения операции я выбрал 50 тыс. заключенных, из которых погибло около 20%. Их погибло ровно столько же, сколько и тех, кто пришел к нам по контракту.
С его слов, потери ВСУ в Артемовске (Бахмуте) составили 50 тысяч убитыми и 50-70 тысяч ранеными. Столь высокий уровень потерь с обеих сторон Пригожин объяснял следующим образом:
Наша задача — это не сам Бахмут, а уничтожение украинской армии и снижение ее боевого потенциала, что крайне положительно сказывается и на других направлениях, поэтому эту операцию и окрестили «бахмутской мясорубкой».
Иначе говоря, данная тактика была выбрана сознательно.
Третий сценарий не получается назвать именем какого-то конкретного города, поскольку он был применен очень во многих.
Так, в ходе печально знаменитой «перегруппировки» в Харьковской области в сентябре 2022 года нашим войска пришлось уйти, опасаясь попадания в окружение, из Балаклеи, Купянска и Изюма, а также множества населенных пунктов поменьше. Месяцем позже та же судьба постигла Херсон и иные населенные пункты Херсонской области РФ, оставшиеся на правом берегу Днепра. Причина заключалась в дефиците живой силы для их удержания и проблемах в снабжении группировки, которая могла попасть в окружение ВСУ.
Однако ровно тем же образом ВС РФ смогли освободить летом 2022 года северные регионы ЛНР, вынудив противника
Собственно говоря, ответ на вопрос, можно ли освобождать города без штурмов «как в Бахмуте» лежит на поверхности. Да, можно и нужно. О том, какие именно тактические приемы были успешно применены российской армией под Авдеевкой, мы подробно поговорим отдельно.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: