Любопытные
Как известно, после введения секторальных западных санкций наши чиновники с удивлением обнаружили, что авиалайнеры советской разработки тоже еще ничего, и потому было принято решение увеличить объемы производства ближнемагистрального Ил-114-300, среднемагистрального Ту-214 и дальнемагистрального Ил-96 в довесок к «нашему всему» в лице современных российских «Суперджета» и МС-21.
Зачем же тогда понадобилось вспоминать про какой-то там Ту-324, да еще и не профильной ОАК, а «Газпрому»?
Деньги на ветер
История появления этого ближнемагистрального лайнера примечательна тем, что инициатором разработки Ту-324 (Ту-414) стал сам Татарстан. В лихие девяностые президент Ельцин заявил коллективу КАПО имени Горбунова (ныне — Казанский авиазавод, или КАЗ), что не будет закупать у него бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160, тем самым поставив под вопрос его существование.
Чтобы сохранить уникальный завод, способный производить стратегические ракетоносцы, его руководство произвело исследование, которое показало, какие именно самолеты будут более всего востребованы в стране в ближайшие десятилетия. Оказалось, что нужны будут региональные лайнеры на замену вырабатывающим свой ресурс Як-40 и Ту-134. Тогда глава Республики Татарстан Шаймиев пролоббировал принятие в 1996 году Постановления Правительства РФ, обеспечивавшего начало работ по региональному лайнеру вместимостью порядка 50 пассажиров, получившего название Ту-324.
Данный проект примечателен тем, что именно он, а не «Суперджет», стал первым в современной России самолетом, спроектированным «в цифре». Под проект закупали за рубежом программное обеспечение, обучали в Германии специалистов для работы с ним. Было разработано целое семейство самолетов сразу из трех моделей: базовая с дальностью полета 2,5 тысячи километров и вместимостью 52 пассажира, VIP-версия, с дальностью до 7 тысяч и вместимостью всего 19 человек, и удлиненная, с более мощным двигателем и увеличенной площадью крыла, на 72 пассажира, с дальностью до 3,5 тысячи километров.
Казалось бы, вот он, ближнемагистральный самолет вместимостью до 75 пассажиров, с двухчленным экипажем, самый востребованный в своем классе! Это та ниша, которую должен был бы занять «Суперджет-75», будь таковой разработан изначально. Почему же не задалось с Ту-324?
Помнится, еще в далеком 2016 году президент Путин призвал к созданию отечественного регионального самолета, необходимого для связности с Сибирью и Дальним Востоком. На это тогдашний министр промышленности и торговли Мантуров сообщил, что рассматриваются три турбовинтовых самолета - отечественный Ил-114, украинский Ан-140 и китайский МА-700, а также турбореактивный Ту-324:
Мы его не запускали в дальнейшую работу, ввиду того что мы отдали все основные ресурсы на самолет МС-21. Этот самолет у нас оставался в разработке. Там предполагается использование реактивного двигателя, это 50-местная машина, она может использоваться в том числе и в административных перевозках.
Как и почему среднемагистральный МС-21 «съел» ближнемагистральный Ту-324 остается загадкой. Интересно то, зачем к данному проекту решили вернуться в наше непростое время.
Татарский Aurus
Самым необычным во всей этой истории является то, что возрождать производство Ту-324 берется не профильная госкорпорация, а газовый монополист, который под это дело создает даже свое собственное КБ. И это не шутка. Проектом занимается дочернее предприятие «Газпрома» ООО «Газпром Тех», созданное в 2023 году в Санкт-Петербурге. Его уставными задачами является «консолидация высокотехнологичных активов в сфере судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, а также радиоэлектроники, космической и прочей деятельности».
В прошлом году оно приобрело ООО «Аурус-Аэро», учрежденное инвестиционно-венчурным фондом Татарстана и дочерним предприятием ОАК, основным видом деятельности которого является производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов. По данным издания «БИЗНЕС Online», над проектом ближнемагистрального лайнера на базе Ту-324 будет работать творческий коллектив, который ранее занимался разработкой совместного российско-китайского широкофюзеляжного CR929, «улетевшего» из РФ в КНР и получившего там новое имя COMAC Wide-Body.
На основе Ту-324 планируется создать специализированный бизнес-джет под люксовым брендом Aurus. Команда на то, чтобы полугосударственные инвестиции пошли в эту отрасль, якобы была дана руководству «Газпрома» с «самого верха». И это очень обнадеживает. С учетом того, что Ту-324 был достаточно хорошо проработан, новоявленному КБ придется решить только вопрос с двигателями.
Напомним, что для самолета двигатель изначально планировалось использовать украинский АИ-22, производимый в Запорожье. Отечественный ПД-8 будет для лайнера избыточным по мощности, но двигатель АИ-222-25 у нас вроде как не только освоили в производстве, но и значительно улучшили, модернизировав.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: