Президент Российской Федерации Владимир Путин в интервью Такеру Карлсону заявил, что Россия никогда не отказывалась от переговоров по Украине и уверена в том, что конфликт рано или поздно закончится миром, а отношения между жителями двух стран восстановятся.
Стоит отметить, что и с Хавьером Милеем, президентом Аргентины, и с Дональдом Трампом, бывшим руководителем США, Такер Карлсон начинал интервью с хлесткого вопроса, чтобы беседа сразу стала динамичной. Этим приемом воспользовался он и сейчас: «Двадцать четвертого февраля 2022-го вы обратились к своей стране. Вы сказали, что (начали спецоперацию), потому что пришли к выводу, что с помощью НАТО США могут внезапно напасть на Россию. Для американцев это (утверждение) подобно паранойе. Почему вы считаете, что Америка могла нанести неожиданный удар?»
При этом Путин опроверг эти слова: «я так не говорил». И тут же сам начал задавать вопросы интервьюеру. «У нас с вами ток-шоу или серьезный разговор?», — сказал президент, намекая на популярную передачу, которую журналист ведет в соцсети X (ранее Twitter). Карлсон расценил эту фразу как шутку и рассмеялся. Однако именно она задала тон последующим двум часам. К слову, из всех
Владимир Путин, пожалуй, впервые обстоятельно привел для западной аудитории весь контекст, кратко пересказав историю Киевской Руси, взаимоотношений Московского царства с соседями, событий XVII века, когда Левобережная Украина воссоединилась с Россией. «Это документы из архива, копии. Здесь письма Богдана Хмельницкого, тогда человека, который контролировал власть в этой части русских земель, которые мы сейчас называем Украиной. Здесь копии этих документов. Я вам их оставлю на добрую память», — президент протянул журналисту серую папку.
Также он рассказал и о последующих событиях, вплоть до конца XX века. И затронул тему сближения с Западом после распада СССР. В том числе и подробнее изложил, как разговаривал с американским президентом Биллом Клинтоном о присоединении России к НАТО. О том, что такие планы были, Путин впервые публично заявил в феврале 2022-го. «На встрече здесь, в Кремле, с уходящим от власти Биллом Клинтоном (в 2000-м) — вот здесь рядышком, в соседнем помещении — я ему задал вопрос: слушай, Билл, а как ты думаешь, если бы Россия поставила вопрос о вступлении в НАТО, это возможно? Вдруг он сказал: ты знаешь, это интересно, я думаю, что да. А вечером, когда мы с ним встретились уже на ужине, он говорит: я разговаривал со своими, со своей командой — нет, сейчас это невозможно», — поделился российский лидер.
Кроме того, он приоткрыл завесу и еще одних переговоров. Несмотря на уверения в дружбе, Штаты, напомнил Путин, поддерживали террористов, действовавших на Кавказе. «Я однажды со своим коллегой, тоже президентом США, поднял этот вопрос. Он говорит: не может быть, у тебя есть доказательства? Я говорю: да. Я был готов к этой беседе и дал ему эти доказательства. Он посмотрел и знаете, что сказал? Я прошу прощения, но так было, процитирую: ну я им надеру жопу. Мы ждали-ждали ответа — ответа не было».
Глава российского государства назвал одним важным моментом в отношениях с США историю вокруг создания Америкой системы ПРО в Восточной Европе. Тогда Москва расценила столь одностороннее решение угрозой безопасности России. И поэтому предложила Вашингтону создать совместный противоракетный «зонтик». «Я говорю: только представьте, если мы вместе будем решать такую глобальную стратегическую задачу в области безопасности. Мир изменится. Наверное, у нас будут споры, наверное, экономические и даже политические, но мы кардинально поменяем ситуацию в мире. Потом сюда, в этот кабинет, где мы сейчас с Вами беседуем, приехал министр обороны (Роберт) Гейтс, бывший директор ЦРУ, и госсекретарь (Кондолиза) Райс. Вот сюда, за этот стол, напротив, они сели. И сказали мне: да, мы подумали, мы согласны. Я говорю: слава богу, отлично. — «Но за некоторым исключением», — поделился президент. «То есть вы дважды описывали, как американские президенты принимали какие-то решения, а потом их команды эти решения пускали под откос?», — уточнил Карлсон. «Именно так. В конечно итоге нас послали подальше», — подтвердил Путин.
Помимо всего прочего, российский лидер подробно рассказал о событиях на Украине последних 20 лет: майдан 2004-го, период Виктора Ющенко, саммит в Бухаресте в 2008-м, где Киев и Тбилиси позвали в НАТО, приход к власти Виктора Януковича, вопрос об ассоциации Евросоюзом, кровавый переворот в 2014-м. Во время тех событий, рассказал Путин, Вашингтон просил Москву «успокоить» украинского президента, пообещав в ответ усмирить оппозицию. «Янукович не применил, как просили нас американцы, ни вооруженных сил, ни полиции. А вооруженная оппозиция в Киеве провела госпереворот. Как это понимать? Вы кто такие вообще? — хотелось мне спросить тогдашнее руководство Соединенных Штатов», — произнес он.
Затем — Минские соглашения. И тут Путин поделился еще одним откровением: «Я не знал, как мы это сделаем, но я был готов исполнять». «Я был уверен абсолютно, и сейчас вам скажу: я искренне считал, что если все-таки удастся уговорить тех людей, которые на Донбассе живут, — их надо было ещё уговорить возвратиться в рамки украинской государственности, — то постепенно, постепенно раны заживут. Нет, никто этого не хотел, все хотели только с помощью военной силы решить вопрос. Но этого мы не могли позволить», — рассказал президент.
В итоге, подчеркнул Путин, Россия была вынуждена защищать своих людей. Карлсон спросил, достигнуты ли цели СВО. Президент ответил отрицательно. Например, не состоялась денацификация. При этом, подчеркнул он, всего можно достичь путем переговоров. Правда, украинские власти сами себе запретили их вести. Обсудили и взрыв «Северных потоков». Журналист предложил президенту раскрыть имеющиеся у России данные о причастных к этому — «вы бы победили в пропагандистской войне». «В войне пропаганды очень сложно победить Соединенные Штаты, потому что они контролируют все мировые СМИ и очень многие европейские. Конечным бенефициаром крупнейших европейских СМИ являются американские фонды. Вам это неизвестно? Поэтому втягиваться в эту работу можно, но это, что называется, себе дороже. Мы можем просто засветить свои источники информации, а результата не добьемся», — неожиданно ответил Путин.
Такой же для собеседника была и другая реплика: о многополярном мире. Карлсон попросил описать, что это такое. Однако президент подчеркнул, что миру следует быть все же единым, «чтобы безопасность была общей, а не рассчитанной на этот «золотой миллиард». Кроме того, все меняется — в том числе и позиция США на мировой арене. Однако, не все из западной элиты хотят это признавать.
В связи с переустройством мира вспомнили и про инновации. Президент упомянул Илона Маска, чья компания внедрила чип в мозг человека. Он считает, что бизнесмена остановить невозможно, однако «с ним как-то договариваться», этот процесс «нужно канонизировать, подчинять каким-то правилам».
Отдельно обсудили Китай: президент опроверг миф о том, что Россия станет его сателлитом. Во-первых, у стран соседские отношения, во-вторых, их внешнеполитическая философия неагрессивная. Ближе к концу беседы Карлсон затронул историю с американским журналистом Эваном Гершковичем, которого в марте 2023-го арестовали по подозрению в шпионаже. Путин напомнил, что этот вопрос стороны обсуждают, хоть и непублично. И еще раз подчеркнул, что между Россией и США контакты продолжаются.
Беседу закончили все же на главной теме — украинском конфликте. «Понимаю, можно сказать, что наша ошибка, что мы интенсифицировали действия и с помощью оружия решили прекратить эту войну, как я сказал, начатую в 2014 году на Донбассе. Но я вас верну ещё поглубже, я уже об этом говорил, мы с вами сейчас обсуждали это. Тогда вернёмся в 1991 год, когда нам обещали НАТО не расширять, вернёмся в 2008 год, когда ворота в НАТО открыли, вернемся к Декларации о независимости Украины, где она провозгласила себя нейтральным государством. Вернёмся к тому, что базы НАТО и американские базы, английские стали возникать на территории Украины, создавать нам эти угрозы. Вернёмся к тому, что госпереворот совершили на Украине в 2014 году. Бессмысленно, правда? Можно этот шар катать туда и обратно бесконечно. Но они же прекратили переговоры. Ошибка? Да. Исправьте её. Мы готовы. Чего ещё-то?», — пояснил президент, и добавил: рано или поздно договориться с Украиной удастся: «Все равно отношения между народами восстановятся». Потребуется много времени, но это, подчеркнул Путин, произойдет.
Читайте нас: