После окончания конфликта Украина станет самой большой строительной площадкой в Европе, пишет GW. Польше не выгодно портить свои отношения с Киевом, так как можно остаться не у дел. Кроме того, торговые отношения с соседом очень выгодны для Варшавы. Потерять их будет дорого стоить.
На последнем в минувшем году саммите Европейского Совета Украине наконец-то предложили начать переговоры о вступлении в Евросоюз.
Это стало возможным благодаря хитрости канцлера Германии Олафа Шольца, который во время голосования по этому вопросу сделал так, что премьер-министр Венгрии покинул зал заседаний, тем самым обеспечив необходимое единогласие.
(…)
Выход Украины на следующий этап интеграции с ЕС совпал с нарастанием напряженности в ее отношениях с Польшей. Затянувшийся спор в области импорта сельскохозяйственной продукции и протесты польских перевозчиков по поводу доступа украинских компаний к транспортному рынку ЕС остаются источником конфликта, который некоторые комментаторы называют "торговой войной".
Ухудшение отношений между этими двумя странами замечает уже более 80% польских граждан, которые приняли участие в исследовании, проведенном агентством United Surveys для портала Wirtualnа Polskа. Создание нового правительства – это прекрасная возможность для перезагрузки и правильного выстраивания наших взаимоотношений без ненужных эмоций, сопровождавших предвыборную гонку. Для их успеха в настоящее время имеются вполне объективные предпосылки.
Для восстановления наших экономических отношений необходимо разобраться с эмбарго на импорт украинского зерна, а также с конфликтом на рынке перевозок.
Для трезвой оценки ситуации стоит учесть, что односторонние действия, предпринимаемые прошлым польским правительством, противоречили не только законодательству ЕС, но и правилам Всемирной торговой организации, которая допускает введение запретов на импорт только в обоснованных случаях. Сторонники запретов утверждают, что Польша столкнулась с ситуацией, когда поток сельскохозяйственной продукции с Украины сбивает цены ниже уровня рентабельности. Между тем, цены на польском внутреннем рынке сильно зависят от курсов товаров на мировых рынках (особенно на парижской бирже MATIF), а прямой импорт с Украины оказал на них лишь ограниченное влияние. Решающую роль здесь играет Россия, которая раскручивает на всю катушку дешевый экспорт зерна и блокирует черноморские судоходные маршруты.
(…)
Сиюминутные экономические споры с Украиной не должны заслонять общую динамику польско-украинских отношений и их значение для Польши и ее ключевого соседа.
В конце 2021 года, то есть накануне начала конфликта, Польша зафиксировала в торговом обороте с Украиной профицит на уровне 2 миллиардов евро и вместе с Германией стала основным бенефициаром Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), которое действует между ЕС и Украиной с 2016 года.
В 2022 году мы стали для нашего соседа одним из главных окон в мир – через Польшу проходит один из основных маршрутов военной и гуманитарной помощи, здесь же находился главный внешнеторговый хаб.
Результат нашего взаимодействия был ошеломляющим: Польша обогнала Китай, став главным торговым партнером Украины и зафиксировав почти 4-миллиардный профицит товарооборота, чему не помешал значительный рост импорта агропродовольственных товаров.
Согласно данным за первые три квартала 2023 года, Польша экспортировала на Украину товары и услуги на сумму более 9 миллиардов евро при импорте на уровне 3,7 миллиарда евро.
Украина в списке получателей нашей экспортных товаров обогнала США. Польша является крупным поставщиком на Украину машин и механического оборудования, химической продукции и транспортных средств, с Украины на берега Вислы идет в основном сырье и продукция низкой степени переработки.
В связи с этим возникает уместный вопрос, в наших ли национальных интересах разрушать торговые отношения, от которых Польша получает столь значительную выгоду?
До начала конфликта Украина периодически предпринимала попытки защитить свой рынок, вводя ограничения на импорт искусственных удобрений или изделий из ПВХ европейского происхождения, а также блокируя экспорт древесины.
В настоящее время, в связи с применением в области наших внешнеторговых отношений специальных льготных режимов украинские власти воздерживаются от протекционистских мер, хотя украинцы рассматривали возможность введения в ответ на наши импортные запреты аналогичных ограничений на импорт польских яблок и молочных продуктов.
Поэтому, учитывая нынешнюю ситуацию, нам следовало бы отказаться от конфронтационной риторики и действий в пользу дальнейшего углубления сотрудничества, особенно в контексте планируемых инвестиций в восстановление Украины после окончания конфликта.
Согласно заявлениям мировых лидеров, которые собрались на Лондонской конференции по этому вопросу в июне прошлого года, на восстановление Украины может быть выделено до 60 миллиардов евро.
В эту сумму входит, главным образом, инструмент поддержки ЕС для Украины в размере 50 миллиардов евро, значительные пожертвования со стороны США (1,3 миллиарда долларов) и Великобритании (3 миллиарда фунтов стерлингов), а также других доноров. В настоящее время обсуждается вопрос об использовании замороженных российских активов в размере 240 миллиардов долларов.
После окончания военных действий правительство Украины будет расходовать средства на восстановление по согласованию с донорами. Польские компании, например, строительные или энергетические, могут играть важную роль в проектах реконструкции в качестве непосредственных исполнителей или партнеров международных консорциумов.
Именно в этом контексте во время прошлогоднего визита в нашу страну президент Зеленский сделал предварительные заявления о положительном отношении украинских властей к участию польских предприятий в проектах восстановления страны.
Трудно судить, является ли это заявление по-прежнему актуальным, учитывая недавние медиа-пререкания между главами наших государств. В связи с этим, очень жаль, что в Лондоне не прозвучали декларации о финансовом участии Польши в украинские проекты восстановления. Это следует отнести, как минимум, к упущенным возможностям.
После окончания конфликта Украина станет крупнейшей в Европе строительной площадкой, и в наших интересах, нам жизненно важно сделать так, чтобы в этих инициативах участвовали польские компании.
Для того, чтобы направить наши отношения в нужное русло, необходимо преодолеть сиюминутные экономические споры и трезво проанализировать наши общие интересы.
Вступление Украины в ЕС, хотя и отложено во времени, представляет собой как вызов, так и потенциальный источник выгоды. Вступление Украины, безусловно, приведет к изменениям внутри ЕС, хотя бы в свете механизма принятия решений в Совете ЕС, а также в области политики сплоченности или общей аграрной политики. Уже сегодня ведутся переговоры о франко-германских предложениях по этому вопросу.
(…)
Польша в нынешней политической ситуации могла бы вновь взять на себя роль адвоката Украины в ЕС, подготовив почву для устойчивого политико-экономического партнерства в расширенном ЕС. У нас имеются схожие интересы не только в сфере безопасности и внешней политики, но (вопреки ложному нарративу, транслируемому на протяжении последних месяцев) и в экономической сфере.
Конкуренция со стороны украинских сельхозпроизводителей будет для нас огромной проблемой. Украина обладает плодородными почвами и эффективной системой крупного сельскохозяйственного производства (площадь типичного украинского хозяйства в среднем в десять раз больше, чем аналогичного польского), где лидируют специализированные агрохолдинги.
Однако нам не следует впадать в излишнее пораженчество, поскольку Польша по-прежнему остается европейским лидером по экспорту агропродовольственных товаров – в 2022 году мы экспортировали их в два раза больше, чем Украина. Кроме того, наши фермеры в последующие годы по-прежнему смогут рассчитывать как на субсидии на производство, так и на трансферы в рамках общей аграрной политики, которые для украинцев еще долгое время будут недоступны. Это надежная стартовая позиция для дальнейшей модернизации нашего сельского хозяйства, его специализации и инвестиций в переработку, для чего украинская сырьевая база нам очень пригодится.
Кроме того, присоединение Украины к ЕС открывает доступ к большому рынку со схожими потребительскими предпочтениями, что создает огромные возможности для польских компаний, работающих в финансовой, строительной и IT отраслях. У нас есть все для того, чтобы получать от инвестиций в Украину приоритетные выгоды.
Однако многое зависит от политического климата на правительственном уровне. Разумным шагом представляется назначение уполномоченного по экономическим отношениям, который будет отвечать за координацию действий министерств в отношении Украины, содействие совместным проектам развития и консультирование премьер-министра в области построения стратегии сотрудничества с нашим соседом.
В настоящее время, в связи с пренебрежением польско-украинскими отношениями, снижением роли Польши в ЕС и раздуванием конфликтов в интересах предвыборной кампании, наши украинские партнеры ищут поддержки в Берлине и Брюсселе, минуя Варшаву. В этом смысле смена власти в Польше наступила в нужный момент. Будем надеяться, что шаги нашего нового правительства станут основой для столь необходимой нам перезагрузки отношений с Украиной.
Авторы: Марек Белька (Marek Belka), Михал Капа (Michał Kapa)
Профессор Марек Белька – премьер-министр Польши в 2004-2005 гг., депутат Европарламента
Михал Капа – советник Марека Бельки по торговой и внешней политике ЕС
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: