Предсказывать события сродни гаданию, а политика считается действенной, когда не выносится на всеобщее обсуждение – это один из постулатов дипломатии. Однако в последнее время все чаще раздаются заявления ответственных лиц, которые доказывают то, что международные отношения и пути решения кризисов и конфликтов вышли на новый уровень.
Грозные предостережения и откровенные угрозы не просто множатся числом – за ними следуют конкретные действия. 19 декабря пропавший впоследствии на три дня с радаров (что
Согласно утверждениям Пентагона, хуситы совершили около сотни нападений на суда в Красном море с начала эскалации палестино-израильского конфликта. Кроме того, с 17 октября американские войска в Сирии и Ираке были атакованы свыше 120 раз с применением НУР и БПЛА. В США связали эти нападения с действиями связанных с Ираном шиитских формирований, в частности «Исламского сопротивления в Ираке».
Линдси Грэм, сенатор-республиканец от штата Южная Каролина
Сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Линдси Грэм, комментируя ситуацию вокруг нападений шиитского движения «Ансар Алла» (хуситов), заявил: «Без Ирана не будет хуситов. Хуситы полностью поддерживаются Ираном. Я призываю уже шесть месяцев... нанесите удар по Ирану. У них есть нефтяные месторождения, а штаб-квартиру их революционной гвардии видно из космоса. Сотрите его с карты». Законодатель прямо высказал Л. Остину свои пожелания: «Если вы действительно хотите защитить американских солдат, дайте понять аятолле (Ирана), что, если они будут совершать опосредованные атаки, мы их достанем».
Л. Остин ответил без промедления: «Позвольте мне внести ясность: мы с президентом без колебаний предпримем необходимые действия для защиты Соединенных Штатов, наших войск и наших интересов. Нет более высокого приоритета». И добавил: «Мы полны решимости и полностью готовы принять дальнейшие необходимые меры для защиты наших людей и наших объектов». Дальнейшие события доказали, что это было не декларативное обозначение виртуальных красных линий, а готовность к конкретным действиям, причем скоординированным с Израилем и в ряде случаев реализованным совместно.
Ещё до
Генерал Сайед Рази Мусави (слева) был близок к бывшему командующему силами специального назначения КСИР «Аль-Кудс» Касему Сулеймани (справа). Фото: Reuters
Не менее резонансным стал террористический акт, совершенный 3 января на кладбише в г. Керман (Иран) у могилы генерал-майора Касема Сулеймани – бывшего командующего ССО «Аль-Кудс» КСИР ИРИ. Именно в этот день в 2020 году харизматичный генерал и один из руководителей иракского «народного ополчения» были убиты в Багдаде ударом американского БПЛА. Спустя четыре года в результате двух взрывов погибли более 100 человек, пришедших почтить его память, свыше 180 получили ранения. Примечательно, что ответственность за этот теракт взяла на себя организация «Исламское государство» (запрещена в РФ). Если это действительно так, то ИГ открыто встало на сторону США и Израиля.
4 января ракетный удар был нанесен в Багдаде: БПЛА США поразил автомобиль, в котором находились командиры шиитского движения «Хизбалла ан-Нуджаба». Погибли трое, среди них – командир 12-й бригады ополченцев Муштак ас-Саиди и его заместитель. Впоследствии Л. Остин заявил, что не просто знал об этой операции, но лично отдал приказ на ее проведение. В такой ситуации Багдад не мог не реагировать. «Оправдания для присутствия на территории Ирака сил международной коалиции, которую возглавляют США, закончились, и Багдад намерен принять конкретные меры для завершения пребывания иностранных военных в стране», – заявил премьер-министр Мухаммед ас-Судани. Глава правительства подчеркнул, что власти страны сейчас «определяют дату начала переговоров в рамках двустороннего комитета, который был создан для выработки мер по прекращению присутствия сил коалиции в Ираке».
Как известно, о полном выводе войск США и их союзников из Ирака было обьявлено еще в конце 2011 года, однако на самом деле военное присутствие сохраняется. Помимо «инструкторов» из разных стран НАТО, в стране находится более 2500 американских военнослужащих, которые расположены на нескольких военных базах. Самые крупные из них – «Айн аль-Асад» в провинции Анбар и «Харир» в Эрбиле, столице курдской автономии. Неудивительно, что эти базы регулярно подвергаются ракетным обстрелам и ударам с применением БПЛА. Удивительно другое: после очередной серии атак на «Харир», ответственность за которые взяли на себя «Силы исламского сопротивления в Ираке», курдские власти обвинили федеральное правительство в том, что именно оно несет ответственность за «трусливые нападения», организованные связанными с правительством группами «преступников».
Вашингтон заранее озаботился тем, чтобы связать Ирак сетью обязательств, заключив «соглашение о стратегическом сотрудничестве» и подобные. Таких «соглашений» более десятка, но есть и отдельные – с Эрбилем, и именно они сейчас приобретают особое значение. Значительная часть курдских политиков поддерживает пребывание «международной коалиции», они даже высказывают готовность предоставить территорию Иракского Курдистана как самостоятельного субъекта федерации для продолжению военного присутствия США на случай принятия федеральными властями решения по выводу американских войск.
Показательно, что 28 декабря (обратите внимание на дату) с рядом заявлений выступил старший советник президента Иракского Курдистана по военным вопросам Бубакр Зибари.
Бывший НГШ ВС Ирака отставной генерал-полковник Зибари
Отставной генерал-полковник, занимавший пост начальника ГШ ВС Ирака с 2004 по 2015 год и удостоенный американской военной награды Legion of Merit, отметил растущую напряжённость и предсказал крупную войну в регионе. «Ожидается, что США изменят свою тактику и начнут атаковать, потому что до сих пор они находились в оборонительном состоянии. Поскольку есть ракетные удары по Курдистану, они должны поспешить предоставить системы ПВО, включая "Пэтриот", и региону Курдистан», – подчеркнул Зибари.
Надо полагать, наступивший год будет богат на события, поскольку силы «Исламского сопротивления в Ираке» едва ли откажутся от борьбы против иностранных интервентов.
Читайте нас: