Прогресс России в войне на Украине подталкивает Соединенные Штаты к болезненному выбору.
Если нам нужна процветающая Украина с жизнеспособным движением к либеральному правлению и членству в Европейском Союзе, то придется признать, что она не может быть союзником НАТО или США, и что запасы оружия такой нейтральной Украины, которыми она может обладать, должны быть проверяемыми и ограниченными. Если мы откажемся от этих условий, Россия превратит Украину в неспособные восстановиться развалины, чтобы она не могла вступить в союз с Западом и представлять военную угрозу для России.
Прогресс русских пока не заметен на карте, где линии фронта за последний год существенно не сдвинулись. Контрнаступление Украины не смогло прорвать российскую оборону, но и Россия не смогла существенно отодвинуть украинские войска на запад. Кажется, что война зашла в тупик.
Но эта картина обманчива. Кремль почти наверняка не стремится к такому прорыву, по крайней мере, пока. Скорее, он методично подрывает способность Украины не только вести войну, но и восстановить армию после войны, увеличивая безвозвратные потери украинской армии и бомбя ее запасы оружия и боеприпасов. Украине не хватает артиллерийских снарядов, а США и Европа не могут производить новые достаточно быстро, чтобы удовлетворять потребности Украины. Налеты барражирующих боеприпасов и ракет русских все больше снижают возможности украинской ПВО, а у Запада просто нет возможности продолжать поставлять ракеты для Patriot и других современных систем ПВО.
Верно и то, что, как предупреждала администрация Байдена, если американская помощь Киеву будет прекращена, это приведет к быстрому краху Украины. Американским политикам необходимо понять, что без компромисса по мирному урегулированию огромные объемы помощи придется продолжать оказывать не только в следующем году, а бессрочно. Очень мало реальных шансов на то, что Запад «пересидит» Россию и заставит ее принять мир на украинских условиях.
В таких обстоятельствах обещания администрации Байдена поддерживать Украину «сколько потребуется» неразумны и нечестны. В Вашингтоне широко распространено мнение, что провал украинского контрнаступления означает, что у Запада нет другого выбора, кроме как продолжать долгие годы поддерживать борьбу Украины против России. Поиск компромисса с Москвой считается не только нежелательным, но и бесперспективным. Не имея альтернатив, мы должны придерживаться нынешнего курса, надеясь, что со временем положение Украины улучшится.
Но время не на стороне Украины ни в военном ни в экономическом отношении, и поэтому позиция Украины на любых будущих переговорах вполне может оказаться намного хуже, чем сейчас. Население России как минимум в четыре раза превышает население Украины, а ее ВВП — в 14 раз. Российская армия гораздо лучше управляема и более тактически боеспособна, чем в начале войны, а западные санкции не показывают никаких признаков того, что они смогут нанести ущерб российской экономике, которая все больше приспосабливается к войне.
И что бы ни говорил Брюссель, пока продолжается война, крайне маловероятно, что Украина сможет развиваться экономически и начать крайне трудный процесс вступления в Евросоюз.
Важно то, что США не проверили предположение о том, что Путин не заинтересован в переговорах. На самом деле весьма вероятно, что Путин считает, что у России в войне появилось преимущество и он может себе позволить выжидать. Тем не менее, он неоднократно настаивал, что Россия готова к разговору, а также на том, что Вашингтон, а не Киев, принимает ключевые решения в войне, и поэтому именно Вашингтон должен участвовать в переговорах.
Это может быть позерством, но также возможно, что Путин осознает, что в отсутствие урегулирования Россия движется к опасностям перманентно нестабильной конфронтации с Западом, с перспективами опасно перекошенной в сторону военного производства экономики и все большей зависимости от Китая.
Также предполагается, что Путин уверен, что будущее президентство Трампа станет лучшей надеждой на урегулирование на условиях русских. Однако во время первого срока Трампа имела место некоторая дружественна риторика по отношению к Москве, но много враждебных действий, включая выход из соглашений о контроле над ядерными вооружениями и увеличение потоков американского оружия и обучение украинской армии.
Более того, учитывая очевидную враждебность по отношению к Трампу в Конгрессе и в американском внешнеполитическом истеблишменте и политике безопасности, у Путина мало оснований полагать, что Трамп действительно сможет заключить какую-либо сделку. К 2020 году русские растеряли все иллюзии насчет Трампа. Как сказал выступая на Радио Свобода ведущий российский мыслитель Федор Лукьянов о выборах 2020 года: «Почему русских это должно волновать? Я не думаю, что кто-то у нас ожидает каких-то перемен, независимо от того, кто победит».
Учитывая, что Россия сейчас имеет преимущество на поле боя и чувствует, что время на ее стороне, чтобы заставить Путина положить конец войне, Вашингтону придется предложить некоторые серьезные уступки. Они должны будут включать демонстрацию того, что США готовы ответить на обеспокоенность России по поводу угрозы безопасности России со стороны США и НАТО (обеспокоенность, которой пронизан весь российский истеблишмент).
Это будет означать согласие на договор о нейтралитете с гарантиями безопасности для Украины, который позволит ей следовать примеру нейтральной Финляндии и Австрии во время холодной войны и развиваться как демократия свободного рынка. Западные санкции против России необходимо будет, как минимум, ослабить, если не приостановить, но с обязательным обязательством, что они автоматически возобновятся, если Россия снова начнет агрессию.
По вопросу территорий, в настоящее время занимаемых Россией, единственный возможный вариант продвижения вперед, это отложить вопрос до будущих переговоров под эгидой ООН, предприняв все возможные меры для предотвращения возобновления войны.
Соглашение по такому принципу было бы чрезвычайно болезненным как для Украины, так и для администрации Байдена. Однако сохранение независимости 80 процентов Украины мы должны рассматривать как настоящую победу, пусть и не полную. Это, безусловно, намного лучше, чем то, что кажется альтернативой: война на истощение с ужасными потерями для Украины, которая рано или поздно приведет к намного большему поражению Украины.
Джордж Биб и Анатоль Ливен при участии Софии Ампгкарян
Читайте нас: