С 1 января 2024 года полноправными участниками межгосударственного объединения БРИКС стали пять новых государств – Египет, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и Эфиопия. Председательство в организации перешло к России, намеренной приложить максимум усилий для повышения эффективности деятельности данной организации, что едва ли возможно без смягчения противоречий, прежде всего между Китаем и Индией (Бхарат).
Пристальный интерес адептов западного колониализма к Нью-Дели хорошо известен. Так, согласно
В контексте непростых индийско-китайских отношений, развивающийся с начала 2020-х гг. экономический рост Индии косвенно, если не впрямую способствует заинтересованности Нью-Дели в продвижении международной инициативы, конкурирующей с известной китайской программой «Один пояс – один путь», равно как и с Международным транспортным коридором «Север – Юг» (IMEC). Проект «широтной» связи Индийского субконтинента с Европой и Магрибом
"Один пояс - один путь" по-индийски
На восточном «фланге» индийские планировщики и штабисты разрабатывают варианты военно-политического реагирования на случай войны КНР с Тайванем, о чём
Один из вариантов предусматривает, что в случае конфликта Индия могла бы стать логистическим центром для противостоящих Пекину государств: ремонтировать и обслуживать их суда и самолеты, поставлять продовольствие, топливо, медицинские изделия и т. д. При рассмотрении же более экстремального сценария, предстоит оценить потенциал прямого вмешательства Индии по линии её «северных границ», с перспективной формирования для Китая «нового театра военных действий». Опровержений этой информации не поступало.
Напомним, что наряду с США, Австралией и Японией, Индия с 2007 г. формально состоит в четырехстороннем «Диалоге по безопасности» (QUAD), в рамках которого в минувшем августе в Сиднейской бухте
Почти 65% общей протяженности китайско-индийской границы общей протяжённостью в 3400 км – предмет давнего спора Пекина и Нью-Дели. Так, с 1960-х годов индийская сторона оспаривает китайскую принадлежность района Аксайчин (площадью свыше 34 тыс. кв. км) на стыке границ Китая, Индии и Пакистана. На индийских картах это часть провинции Ладакх. В свою очередь, в Китае оспаривают суверенитет соседней страны примерно на 70% территории обширного северо-восточного штата Аруначал-Прадеш, претендуя здесь почти на 90 тыс. кв. км. На востоке и северо-востоке Индии издавна действуют промаоистские и сепаратистские группировки,
По мнению некоторых наблюдателей, помимо споров из-за территорий, немаловажным фактором конфликтности в двусторонних отношениях стало активное сближение Индии и США и усиление позиций националистов из правящей «Бхаратия джаната парти» после выборов 2019 года. Соответственно, в КНР весьма популярна тема угрозы «окружения» Поднебесной с «вероятным участием Индии». Недавние выборы в законодательные собрания четырёх штатов свидетельствуют о высоких шансах сторонников Нарендры Моди на успех в ходе намеченной на весну уже общегосударственной парламентской избирательной кампании.
Понимая важность поддержания стабильных отношений «на земле», по итогам очередного переговорного раунда в середине августа Индия и Китай
По данным упомянутого британского исследования, «...по мере того, как демографическое давление в КНР начинает усиливаться, мы видим, что США снова обгонят Китай в какой-то момент в 2050-х годах, а Индия станет крупнейшей экономикой мира в 2080-х годах. Это означает, что период пребывания Китая как крупнейшей экономики мира, как ожидается, будет необычайно коротким. Это также будет иметь последствия для глобальной геополитики, поскольку потенциально появятся три сверхдержавы вместо нынешних двух». Утверждается, что наиболее высокие темпы экономического роста в южно-азиатской стране будут наблюдаться в конце 2020-х – второй половине 2030-х годов. Затем, по прогнозам, они немного замедлятся, но всё равно они будут выше, чем в КНР.
Таким образом, индийско-китайские взаимоотношения пока далеки от подлинно партнёрских, что не может влиять на деятельность ШОС и БРИКС. Урегулирование имеющихся противоречий давно назрело, однако оно станет возможным, прежде всего, при надлежащей политической решимости сторон. Партнерские взаимоотношения РФ с КНР и Индией, в том числе в рамках макрорегиональных интеграционных форматов, остаются стратегическим фактором, сдерживающим уровень конфликтности Нью-Дели и Пекина. В полной мере этому поспособствовал и недавний визит в Россию министра иностранных дел Индии Субраманияма Джайшанкара, принятого в том числе и Президентом Владимиром Путиным.
Наряду с вопросами
Примечание
(1) Небезынтересно, что ещё в начале 1970-х годов Пакистан и КНР предложили провести транзитный нефтепровод из порта Барисал в Восточном Пакистане (с декабря 1971 г. Республика Бангладеш) через северо-восток Индии в центральный промышленный регион КНР (Чэнду-Чунцин). В Дели обусловили своё согласие на этот проект отказом китайцев от претензий на Аруначал-Прадеш и прекращением помощи маоистским группам и этносепаратистам в этом регионе. В Пекине на это не пошли, и идею отложили в долгий ящик: и поныне её реализация упирается в те же условия индийской стороны, не получающие положительного отзвука в Пекине.
Читайте нас: