Ушедший 2023 год стал годом страданий для христиан во многих странах, прежде всего на Ближнем Востоке, но еще и в Закавказье, делает вывод собеседник газеты Figaro. Он говорит также о "дехристианизации" обществ США и ЕС. В 2023 году их вмешательство в других регионах приносило христианам только страдания.
В ушедшем году число восточных христиан продолжало сокращаться в атмосфере относительного безразличия или двойных стандартов Запада, предупреждает Тигран Егавян (Tigrane Yegavian), сотрудник французского Института христиан Востока и автор книги "Меньшинства Востока: забытые историей".
Le Figaro: Каково положение христиан в Ираке, Армении, Египте, Ливане, Палестине и Сирии в период Рождества?
Тигран Егавян: Положение христиан на Востоке можно охарактеризовать одним словом — оно плохое. Армения только что потеряла территорию, с которой началась ее история. Свою колыбель и свой щит одновременно. Я имею в виду Нагорный Карабах. Как армянин, могу утверждать, что там произошла этническая чистка при фактическом безразличии международного сообщества, учитывая, что ни ЕС, ни США не применили санкционный режим против Баку. А я считаю, они обязаны были применить его против азербайджанского агрессора.
Тем временем церковь Ирака после освобождения страны американцами и англичанами лишилась около 90% верующих. До вторжения американцев христиан в Ираке было более миллиона, сегодня — чуть больше 100 000. Оставшиеся в живых и не эмигрировавшие 10% когда-то мощной христианской общины сегодня разделены и разбросаны по стране, поскольку происходит распад иракского государства. В Сирии число христиан уменьшилось почти вдвое. Они так и не оправились от десяти лет гражданской войны, режима международных санкций и катастрофических последствий землетрясения. Сирийское духовенство истощено войной, лишениями и санкциями, которые мешают восстановлению и планам на будущее. Чувство покинутости, лишенности смысла жизни фиксируется у всей общины иракских христиан. Получается, что в сегодняшней драматической ситуации вера остается их последним компасом в объективно жестокой реальности.
Нет хороших новостей и из Ливана. Развал ливанского государства и его экономики заставляет десятки тысяч дипломированных молодых христиан эмигрировать — каждый год. Палестинские христиане попали в смертельные тиски: с одной стороны — "наковальня" исламистов, с другой — молот израильской оккупации. Христиане Египта страдают как от межконфессиональной розни, так и от экономического кризиса, усугубляемого последствиями войны в Газе. Особенно сильно пострадала небольшая христианская община в Газе.
— В целом улучшилось или ухудшилось положение христиан в 2023 году?
— Ситуация объективно ухудшилась, мы живем в условиях ускоренных геополитических изменений, которые не способствуют "защите непохожих", сохранению уязвимых религиозных "экосистем". Случай с Арменией весьма показателен. Не имеющее выхода к морю, хрупкое и изолированное государство лишилось поддержки российского покровителя, который предпочел сблизиться с Турцией и Азербайджаном. Россия сделала это для того, чтобы обойти западные санкции, наложенные на нее за конфликт на Украине. (Здесь франко-армянский эксперт допускает явную неточность: Россия и не могла оказать поддержку бывшему армянскому руководству Карабаха после того, как прозападный президент Армении Пашинян признал Карабах частью Азербайджана в 2022 году, а в рамках ОДКБ Россия может помогать только самой Армении как члену организации, но не лежащим вне ОДКБ территориям — прим. ИноСМИ.) Поэтому можно говорить об эффекте сообщающихся сосудов.
— Азербайджанская военная операция в Нагорном Карабахе — не стала ли она символом всего того, о чем вы говорите?
— Она стала "последним ударом" после девяти месяцев бесчеловечной блокады, истомившей голодом всех карабахских армян (120 000 человек). Ничего не было сделано для прорыва этой блокады. А сообщения в СМИ об этнических чистках довольно быстро сменило освещение конфликта в Газе. (Автор снова намекает на "равнодушие" союзников Армении, при помощи выражения "этническая чистка" он создает впечатление, что речь идет об уничтожении карабахских армян, хотя на самом деле имело место другое трагическое событие - переселение остававшихся 120 000 армян с территории Карабаха, во многом ставшее следствием политики Пашиняна — прим. ИноСМИ.) Однако ставки с Карабахом высоки. Символическая ценность Карабаха для таких людей, как я, выходит далеко за пределы нескольких гор на юге Кавказа. Нужно, чтобы на Западе поняли: речь идет не о церквях и монастырях, которые усеяли эти горы и которые будут обречены на разрушение, если ничего не будет сделано для защиты этого тысячелетнего наследия. Речь идет о регионе, расположенном на главной оси Шелкового пути, соединяющего богатые углеводородами регионы Евразии (имеются в виду нефтегазовые богатства Казахстана и Туркменистана) с западными рынками. Многие державы заинтересованы в контроле над этими геостратегическими зонами.
— С начала войны между Израилем и ХАМАС христиане в Газе были вынуждены прятаться в двух церквях, которые все еще открыты в городе... На ваш взгляд, можно ли говорить о безразличии к судьбе этих групп населения? Чем это можно объяснить?
— Ощущается относительное безразличие и двойные стандарты со стороны западных обществ, на которые мы так надеемся насчет будущего Армении. И невежество этих обществ тоже, безусловно, ощущается. Потому что на Западе мы живем в дехристианизированных обществах. В этих обществах не знают, забыли, что купели для христианского крещения Европы находятся не в Европе, а на Востоке. Генерал де Голль никогда не упускал возможности повторить: хотя наша Республика по закону является светским государством, Франция остается христианской страной. А христианство — восточная религия, которая пришла в Европу благодаря отцам Церкви, большинство из которых были так называемыми восточными христианами.
Сегодня чтобы заинтересовать СМИ и общественное мнение, обязательно нужны драматические новости, которые можно продать. Между тем восточное христианство вымирает без новостей — это просто медленная смерть, часто без массовых убийств и даже без выстрелов. Если вторжение боевиков ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ) на Ниневийскую равнину на севере Ирака в 2014 году вызвало волну негодования, особенно в рядах французских правых, то нельзя сказать, что в сентябре 2023 года по поводу Нагорного Карабаха имело место хоть что-то подобное. Единственным проблеском надежды в этой картине являются христианские школы. Они героически выживают на востоке в тяжелых условиях. Это последний шанс для совместной жизни христиан в обществах, глубоко расколотых изначально. Надежду внушает динамизм христианских ассоциаций в Сирии и Ливане, а также энергичность неправительственных организаций, которые приходят им на помощь.
Интервью взял Ронан Планшон (Ronan Planchon)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: