31 декабря 1898 года (12 января по новому стилю) состоялось открытие междугородной телефонной линии Москва – Петербург. Это событие стало одним из крупнейших технических прорывов своего времени. Ведь это была самая длинная линия Европы – ее протяженность составляла 660 км, и в ней использовалось 2450 верст проводов. Строительство ее началось в 1897 году, по приказу императора Николая II, и было закончено в весьма короткие сроки, несмотря даже на стихийные бедствия, весьма некстати разыгравшиеся перед ее открытием. Проект полностью осуществлялся русскими инженерами и рабочими под руководством царского правительства.
Такие даты особенно полезно вспоминать в свете нынешней ситуации, когда Россию, ее историю и культуру хают самые разные силы. При этом, что интересно, ее дореволюционный период в дивном согласии поливают грязью не только либералы и всякие укронацисты, но и примкнувшие к ним в данной теме неокоммунисты РФ, именующие себя русскими патриотами. Нет, никто не отрицает наличия проблем, которые существовали в Российской империи. Но нельзя отрицать и ее больших достижений. Беспроблемного исторического периода никогда не было ни у одного государства, а достижения РИ нередко имели общемировой характер, как и в данном случае.
Московская газета "Русские вести" писала тогда по этому поводу следующее: "Вчера, 31 декабря, торжественно совершено открытие московской станции телефонного сообщения с Петербургом. В здании центральной станции в 12-м часу дня отслужено было молебствие в присутствии Начальника управления почтово-телеграфного округа О. А. Пистолькорса, почт-директора Г. К. Радченко, членов управления и служащих. По окончании богослужения подано было шампанское и первый тост при единодушном "Ура!" – за здоровье Государя Императора. Затем следовали тосты за Министра внутренних дел, начальника Главного Управления почт и телеграфов и других. Затем по телефону из Петербурга было сообщено об открытии там местной станции и переданы поздравления с открытием связи".
3 января "Петербургский листок" сообщил: "Несмотря на дорогую плату, желающих поговорить по телефону с Москвой находилось весьма много, и станция работает беспрерывно почти весь день и ночь: в Новом году весьма многие петербуржцы поздравили по телефону своих московских знакомых". Газета писала, что "для биржевых деятелей телефон, без сомнения, окажет большую услугу". А московское купечество на радостях писало "ходатайство об устройстве в Москве переговорного пункта, кроме биржи, еще в одном из московских трактиров, где собираются коммерсанты после биржевых и иных торговых операций". Очевидно, местные купцы хотели установления связи с Санкт-Петербургом из какого-то своего неформального клуба, где они и развлекались, и решали деловые вопросы.
Замечу, что впервые телефонная связь в "темной дореволюционной России" появилась задолго до реализации данного проекта. Первая постоянно действующая телефонная линия гражданской телефонной связи в Российской Империи была построена еще в 1881 г. в Нижнем Новгороде. Она соединила Георгиевскую пристань реки Волги с квартирами директоров пароходного общества "Дружина". Правда, она была только небольшим местным проектом, и длину имела всего 1547 метров. Но дальше пошло достаточно масштабное развитие телефонии в крупных городах. Даже в Киеве, бывшем лишь 4-м по величине городом империи, телефонная сеть возникла уже в 1887 г., а в Санкт-Петербурге и в Москве – еще раньше, в 1882 г.
Кстати, в свете наличия таких фактов особенно смешно читать дурацкие измышления укронацистов о том, что в то время Украина будто бы была колонией России. В настоящих колониях технические новшества обычно вводятся лишь через много лет после их внедрения в метрополии, и в ту эпоху было трудно представить, чтобы, например, англичане занялись масштабной телефонизацией какого-нибудь Бомбея, или Калькутты одновременно с Лондоном. А в малороссийских губерниях (никакой Украины в помине тогда не было) передовые технологии нередко внедрялись даже быстрее, чем в Великороссии.
Например, в том же Киеве в 1892 г. появился первый в Российской империи электрический трамвай (второй в Европе). Малороссы тогда не считали себя некими отдельными украми, а считали себя православными русскими людьми. Были они равными среди равных, стабильно внося немалый вклад в развитие Российской империи. Надо всегда помнить, что вместе мы – огромная сила и в научно-техническом, и в духовном, и в военном отношении. И воссоединение фактически оккупированной Западом Украины с братской Россией принесет огромную пользу обоим частям искусственно разделенного русского народа.
Конечно, при наших гигантских пространствах и преимущественно сельском тогда населении быстро охватить всю страну телефонным сообщением было невозможно, и Россия отставала по охвату связью от той же компактной и более урбанизированной Германии. Тем не менее, в "темной-претемной" дореволюционной России телефония развивалась огромными темпами.
В 1910 года директор Междугородного телефонного сообщения П. И. Авцын сделал фундаментальный доклад на заседании Общества электротехников в Москве, в котором осветил многие достижения и проблемы русской телефонии. Он, в частности, отметил:
"Главное Управление Почт и Телеграфов в течение срока более 20 лет устроило и эксплуатирует до настоящего времени около 100 городских телефонных сетей, имея на них к концу 1910 года около 360 000 абонентов".
Телефонные линии быстро соединяли и большие города самых разных окраин империи, что тоже говорит против измышлений об их "колониальном статусе". Еще с 1902 года междугородная связь была установлена между Варшавой и Лодзи, а вскоре после этого возникла линия Тифлис-Баку. Привисленские губернии и Закавказье тоже быстро повышали свой уровень связи. Также Москва установила в те годы линию с "украинским Харьковом", как его теперь называют в Киеве. Конечно, такой национальный статус этого старинного русского города в ту пору никому бы и в голову не пришел.
К сожалению, развитие связи в 1917 г. было на немалый период времени прервано
Читайте нас: