Не секрет, что следующий год обещает быть богатым на предвыборные кампании и постэлекторальные скандалы. Очевидно, что основное внимание всего мира приковано к подготовке выборов
Всё дело во влиянии, которое выборы на Тайване оказываются на китайско-американские отношения. Как будто нынешнего градуса враждебности между двумя державами недостаточно, Вашингтон сознательно идёт на обострение, программируя островную провинцию КНР на майдан и сецессию, формальную или хотя бы фактическую. Пекин, в свою очередь, парирует «китайскими предупреждениями», но на деле готовится ко всем возможным вариантам развития событий, включая силовой.
По общему мнению, выборы 13 января должны стать переломным моментом, который решит, куда и как поплывёт Тайвань: своим ходом в родную гавань или же на американском буксире в сторону Гавайев. По местному законодательству выборы проходят в один тур, а победителем становится набравший простое большинство голосов, так что соперничество весьма жёсткое.
По последним соцопросам, явного лидера в предвыборной гонке нет. Проамериканский кандидат, действующий вице-президент Лай Циндэ имеет рейтинг 37%. Главный конкурент, считающийся «прокитайским» (на самом деле, выступающий за нормализацию отношений с материком) Хоу Юи из партии «Гоминьдан» пользуется симпатией 33% избирателей.
При таком раскладе вполне вероятна ситуация, когда разница между победителем и проигравшим составит доли процента, и последний с «полным правом» оспорит результаты выборов. Высочайшие международные ставки на тайваньских «коньков» делают скандал после выборов почти неизбежным, а попытки «переголосовать» методами «уличной демократии» – весьма вероятными.
Демократия почти по-украински
Собственно, уже сейчас не все участники предвыборной гонки ведут себя спортивно. Правящая Демократическая прогрессивная партия, как и её тёзки-демократы в США, старается по максимуму использовать административный ресурс, чтобы дискредитировать и, в идеале, совершенно отстранить конкурентов от выборов.
Так 4 декабря вся верхушка «Гоминьдана» (председатель партии Эрик Чу, кандидат в президенты Хоу Юи и экс-президент Тайваня Ма Инцзю) получила обвинения в нарушении предвыборного законодательства. Что именно вменялось этим троим – неясно, зато известно, что вместе с ними аналогичные обвинения получил также Ко Вэньцзе, кандидат в президенты от Народной партии, явный аутсайдер с 17% рейтинга. И хотя «дело», видимо, развалилось за отсутствием состава преступления, попытка ДПП нейтрализовать сразу всех конкурентов налицо.
Интересно, что за полторы недели до неё, 24 ноября, сам снял свою кандидатуру основатель полупроводникового гиганта Foxconn Терри Гоу. Неясно, правда, какие сомнения сыграли большую роль, в честности предстоящих выборов или в судьбах всего острова после них, но в заявлении о самоотводе бизнесмен пожелал тайваньцам успешно «сменить режим» – то есть выступил против правящей партии и Лай Циндэ. Это вызвало немалый резонанс, включая неофициальные обвинения в «пропекинской пропаганде» со стороны властей.
Вообще тема якобы уже распланированного «китайского вмешательства» в выборы на Тайване нагнетается ничуть не меньше, чем в США – сказки о русских хакерах, «голосовавших» за Трампа. Как и в Вашингтоне, в Тайбэе одним из главных «агентов» Китая называют видеохостинг TikTok, который подсовывает-де островитянам «коммунистическую пропаганду», правда, предложений о запрете сервиса пока не слышно.
Зато 11 декабря было объявлено, что за неделю до выборов власти запустят специальную систему мониторинга всего сетевого трафика, которая будет выявлять подозрительные публикации для перепроверки на предмет дезинформации или экстремизма. Конечно, не факт, что данная система вообще существует, но для запугивания инакомыслящих это и не особо нужно: большинству хватит и угрозы оказаться под следствием за случайно брошенное слово, которое «умный» робот понял превратно.
Нагнетается пропагандой и шпиономания военного свойства. Например, 8 декабря появились сообщения с пометкой «молния» о китайском разведывательном аэростате, который якобы пересёк пресловутую «серединную линию» Тайваньского пролива, наблюдался ПВО островитян в течение часа а затем... исчез, не оставив следов.
11 декабря было заявлено об аресте некоего подполковника-вертолётчика, который принял предложение из Пекина угнать свой транспортный СН-47 Chinook и посадить его на палубу китайского авианосца. Зачем НОАК мог настолько понадобиться старый грузовой вертолёт, чтобы городить ради него такой огород, тайваньская пресса, конечно, не конкретизирует. Немного более реалистично выглядит
Ключевой же момент всех этих сказок – их непроверяемость: хотя в материалах и называются какие-то фамилии, простому обывателю не найти, а был ли такой-то мальчик на самом деле. Далеко не исключено, что все перечисленные «китайские шпионы» были «пойманы» исключительно на страницах газет, ведь главное максимально демонизировать КНР и, соответственно, всех, кто призывает к нормализации отношений, а каким способом это будет сделано – другой вопрос.
«Америка с нами!.. Правда же?!»
И уж точно не стоит забывать о том, что тайваньские марионетки пляшут не сами, а с оглядкой на своих хозяев из Вашингтона. Американцы же, и так не замеченные в особой утончённости, в последнее время вовсе пошли вразнос и на голубом глазу выдают одно провокационное антикитайское заявление за другим.
К примеру, 17 декабря посол США Бёрнс «предостерёг» Китай от вмешательства в выборы президента Тайваня, с ремаркой, что Вашингтон... тоже не будет этого делать. 20 декабря госсекретарь Блинкен, так переживавший из-за слов Байдена о «диктаторе» Си Цзиньпине, сам проговорил, что Вашингтон продолжит общение с Пекином «с позиции силы». Интересно, что сказал это Блинкен не просто так, а в ответ на заявление МИД Тайваня, который 20 декабря обещал настаивать на... выполнении американцами их обязательств по обороне острова от «китайского вторжения».
Характерно, что в ноябре-декабре на новый виток вышло прогнозирование этого самого «вторжения» американскими и японскими аналитическими центрами, но все эти предсказания, в общем-то, довольно схожи между собой и в очередной раз пережёвывают уже давно переваренное. В качестве вводных неизменно идут пропагандистские штампы («китайская
Понятно, что никакой серьёзной аналитикой в этих писаниях не пахнет, их задача – продемонстрировать, что Китай-де «давит» на тайваньцев самим фактом своего существования. Уже на основе этих «серьёзных» выкладок пропагандисты сочиняют свои эмоциональные материалы с призывами к «свободному» волеизъявлению за проамериканского кандидата, потому что если голосовать против, то дядя Сэм на помощь не придёт. Понятное дело, что о возможности выбрать нормализацию не идёт и речи, и тем более о вероятности, что американцы не сдержат своих обещаний.
Но, как видно, такие опасения у населения острова есть, не говоря уж о том, что война против Китая даже с американской «допомогой» мало кого прельщает. Этим и определяется высокая популярность претендента от «Гоминьдана», создающая для ДПП реальный риск поражения.
Впрочем, если Лай Циндэ победит относительно честным способом, то едва ли Пекин попытается это оспорить – скорее, продолжит удушать тайваньскую «незалежность» экономическими методами, в чём уже добился немалых успехов. Но если «демократы» проиграют, майдан в Тайбэе практически неизбежен, а оставить на самотёк его Китай уже не сможет себе позволить.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: