Сообщается, что в Самаре начаты испытания малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД-22) под названием «Колибри», разработанного для перспективных реактивных беспилотников. Почему же эту
Как известно, Россия подошла к СВО в качестве догоняющей в области беспилотной авиации. Наработки по БПЛА всех классов вроде бы имелись, но часть из них и по сей день остается в виде единичных опытных экземпляров. Война и острые потребности фронта в разведывательно-ударных беспилотниках различных типов подстегнули развитие отрасли, и буквально из ниоткуда начали появляться разношерстные КБ – волонтерские, гаражные, полевые и университетские. В кратчайшие сроки возникло множество проектов, в том числе, очень перспективных, но у всех них есть одна ахиллесова пята – зависимость от импортных комплектующих, китайских, иранских или еще каких.
Самарские «птички»
И вот поэтому очень позитивно прозвучало накануне сообщение пресс-службы Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева:
Начались комплексные испытания первого опытного образца малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри», разработанного в нашем университете и предназначенного для небольших, но скоростных и грузоподъемных реактивных беспилотных летательных аппаратов.
Самыми распространенными двигателями, которые используются сегодня в беспилотниках, являются ДВС, включая поршневые, и электрические. Есть и реактивные БПЛА, но они считаются относительно редким зверем из-за большей сложности и дороговизны. На этом фоне очень перспективной видится совместная разработка Инжинирингового центра университета и малого инновационного предприятия «3Д Куб», соучредителем которого является сам вуз, которые решили разработать целое семейство малоразмерных газотурбинных двигателей, имеющих широчайшее пространство для последующего применения.
Первым в самарском «птичнике» является МГТД-22 «Колибри», масса которого составляет всего 2,1 кг, максимальная тяга — 220 Н (22,4 кгс), длина — 30,6 см, а диаметр — 11,8 см. На 1 кг своей массы двигатель выдает 10 кг тяги, что является очень хорошим показателем. МГТД-22 имеет встроенную систему управления, электрический запуск двигателя и возможность дистанционного перезапуска прямо во время полета. Конструктивно предусмотрена опция установки электрогенератора, который будет подзаряжать аккумуляторную батарею, питающую электронику БПЛА. В качестве топлива «Колибри» используется авиационный керосин.
Однако одним МГТД-22 самарцы решили не ограничиваться. Параллельно ведутся работы над более габаритными и мощными МГТД-40 «Чайка» с тягой 400 H (40,8 кгc) и массой 4 кг, а также МГТД-100 «Орел» с тягой 1 тыс. H (102 кгc) и массой 13 кг. Почему же все это является очень хорошей новостью?
Новые беспилотные горизонты
Появление в России собственного семейства малоразмерных газотурбинных двигателей открывает широчайшее окно возможностей для стремительного прогресса в области авиации, беспилотной и даже пилотируемой.
Во-первых, в случае запуска семейства МГТД в серийное производства, будет устранена критическая зависимость от импортных силовых установок в беспилотной авиации, которая подкосила, в частности, проект тяжелого разведывательно-ударного БПЛА «Альтиус». Как отмечают специалисты, газотурбинный двигатель можно в дальнейшем конвертировать в турбовальный, турбореактивный или турбовинтовой, которые смогут устанавливаться на дроны не только самолетного, но и вертолетного типа.
Во-вторых, появится возможность резко повысить ТТХ уже имеющихся и активно используемых Россией беспилотников типа «Гераней» или «Ланцетов». Да, МГТД более прожорливы, зато они позволят одноразовым ударным дронам развивать намного большую скорость, затрудняя перехват средствами ПВО.
В-третьих, с появлением в нашей стране серийно производимых малоразмерных газотурбинных двигателей вполне реальным станет оснащение планирующих авиабомб дополнительной силовой установкой. Подробно о подобном проекте мы
Увеличение дальности стало возможным благодаря оснащению ее миниатюрным турбореактивным двигателем и топливной системой (топливо JP-8/10), что позволило корректируемому авиационному боеприпасу пролетать от места сброса уже не 100, а 150 км. Иначе говоря, это уже некий бюджетный гибрид между планирующей бомбой и миниатюрной крылатой ракетой.
О чем-то подобном нам приходилось только мечтать, но с появлением самарского семейства МГТД в лучшую сторону может измениться очень многое. Как здорово будет, если планирующие авиабомбы калибра 500 кг или 1500 кг кардинально увеличат дальность своего полета в глубокий тыл противника за счет установки миниатюрных газотурбинных двигателей!
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: