В связи с фактами использования резины с поддельными паспортами качества, Росавиация двумя директивами временно приостановила эксплуатацию 37 вертолетов 2022 года выпуска — 27 Ми-8МТВ-1 и 10 «Ансат-СК», выпущенных на Казанском вертолетном заводе (КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех»).
Дополнительно регулятор оповестил разработчиков и изготовителей вертолетов, Минпромторг, МЧС и эксплуатантов этих типов воздушных судов. В Росавиации рассказали, что директивы предписывают выполнение работ по проверке и замене прокладок на новые, промывке топливной системы, наземной гонке двигателей и последующему контрольному облету, а в настоящее время примерно на 80% вертолетах эти работы уже выполнены.
В Ростехе рассказали, что поставщик резиновых пластин для прокладок на КВЗ был выбран в ходе закупочных процедур. По словам близкого к КВЗ источника, контрафактный материал был поставлен на завод еще в августе 2022 года. Также в компании
«Документы, подтверждающие несоответствие продукции техническим условиям ГОСТ, были переданы в службу безопасности предприятия. Проведена внутренняя проверка, по результатам которой установлен факт подделки документов о качестве резины. Материалы и заявление предприятия были направлены в правоохранительные органы», — говорится в сообщении госкорпорации.
В Ростехе заверили, что ответственными службами КВЗ дополнительно приняты исчерпывающие меры по недопущению подобных ситуаций в дальнейшей деятельности предприятия.
Основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков заявил, что выявление поддельных изделий при производстве и ремонте воздушных судов — не редкость даже для зарубежных изготовителей авиатехники с мировым именем — Airbus и Boeing. В пример он привел недавний громкий скандал с лондонской AOG Technics, которая поставляла поддельные запчасти для ремонта самых массовых двигателей CFM56 на самолетах семейства Airbus A320 и Boeing B737.
Важно, чтобы после каждого такого случая были сделаны правильные выводы и как минимум усилен контроль за такой номенклатурой комплектующих и их поставщиками, подчеркнул эксперт. По его словам, по умолчанию все изделия с календарным сроком службы проходят входной контроль по документам, где необходимо проверить прежде всего их срок годности. «При этом в отличие от электронных компонентов, которые зачастую проверяют на специальных стендах на входном контроле, резину так исследовать на работоспособность очень сложно. Поэтому при подделке документов она могла попасть в производство», — пояснил Патраков.
Читайте нас: