Сообщается, что в зону СВО могут направиться российские беспилотные грузовики, которые будут использоваться для доставки боеприпасов на ЛБС и эвакуации раненых. Какие еще перспективные наработки в области наземных дронов есть в нашей стране и у противника в лице ВСУ?
Наземные дроны
Мы продолжаем свой рассказ о «войне дронов», в которую давно превратилась СВО на Украине. Обе стороны конфликта, как самостоятельно, так и при внешней поддержке, непрерывно придумывают все более эффективные способы уничтожения друг друга при помощи беспилотных тенологгий. На этот раз поговорим подробнее о наземных дронах и их перспективах.
Если обобщить и проанализировать без малого двухлетний опыт войны, то получится, что
Во-первых, для дистанционного разминирования минных постановок.
Во-вторых, в качестве самоходной мины для дистанционного минирования либо как сухопутный «брандер».
В-третьих, для доставки на линию боевого соприкосновения боеприпасов и эвакуации оттуда раненых.
Возможны и иные способны применения наземных дронов. Что же реально применяют ВСУ и ВС РФ?
ВСУ
Для дистанционного минирования на Украине был создан наземный дрон «Каракурт», который не надо путать с нашим МРК. На основе мирного гражданского гироборда волонтеры Незалежной разработали весьма эффективную колесную платформу, которая используется для скрытной доставки противотанковых или противопехотных мин прямо к позициям российских военных. Как это выглядит на практике, можно посмотреть на видеозаписи
Дрон, начиненный поражающими элементами, может подъехать и подорваться в непосредственной близости от российской пехоты либо заехать под танк и взорваться там. Боевая нагрузка дрона составляет 30 кг, скорость движения – 60 км/ч, длина канала управления – 1500 м. На «Каракурт» даже устанавливают систему защиты от средств РЭБ. В гараже одну такую самоходную мину команда из четырех человек может собрать за два дня. Себестоимость «Каракурта» составляет 48 000 грн.
Для безопасной доставки боеприпасов волонтеры из оккупированного ВСУ Запорожья создали беспилотник, представляющий собой тандем из двух грузовых платформ, построенных на паре больших колес каждая. Дальность действия украинского наземного дрона составляет 5 км. В планах разработчиков увеличить грузоподъемность до 800 кг, чтобы использовать их для доставки боеприпасов и эвакуации раненых с передовой.
К очевидным проблемам наземных дронов относят трудность использования на пересеченной местности. Чтобы защитить стационарную позицию от «ползающей мины», достаточно выкопать ров и насыпать вал. С бронетехникой, действующей в поле, посложнее. В условиях городских боев могут применяться роботы-доставщики, которые вместо пиццы по заранее определенны координатам привезут взрывное устройство.
ВС РФ
Самым распиаренным российским ответом на украинского «Каракурта» можно считать наземный дрон «Ежик», разработанный конструкторским бюро «Спектр». Беспилотник создан на базе колесной платформы, имеет дальность действия в 5 км, полезную нагрузку – в 5 кг, которую планируют довести до 10 кг. Глава волонтерского КБ Андрей Братеньков рассказывает, что первого «Ежика» в разведывательной конфигурации, оснащенного видеокамерами, способными вести наблюдение на 360 градусов, им заказали бойцы спецподразделений:
Пока речь идет об одном экземпляре наземного дрона, поскольку наше конструкторское бюро осуществляет все разработки за счет собственных средств и скромных пожертвований. Ребята-спецназовцы профинансировали модернизацию «Ежик», и дрон поедет работать вместе с ними.
Параллельно ведется работа над ударной версией наземного дрона, который сможет производить выстрел боеприпасом, разработанным компанией для применения FPV-дронами, подобравшись к позициям противника.
Специалистами научно-технического объединения «Аванти» были созданы робототехнические комплексы (РТК) «Богомол» и «Платформа-МУЛ» на гусеничной платформе. «Богомол» имеет грузоподъемность 150 кг, может нести турель, грузовой контейнер либо носился для раненого. Грузоподъемность «Платформы-МУЛ» составляет до 200 килограммов. Представитель НТО Александр Забелин надеется на интерес со стороны военных:
Основная идея заключается в том, чтобы можно было подвозить боеприпасы и раненых, так как здесь предусмотрена установка места носилок, а также подстановка дополнительного инженерного оборудования для выполнения различных задач.
В том же направлении работает НПО «Андроидная
В настоящее время нами ведутся работы по доработке и «обеспилочиванию» грузовых автомобилей высокой проходимости в интересах СВО и, возможно, в ближайшее время мы увидим их в действии. Задачи здесь гораздо сложнее, нет навигационно-связной инфраструктуры для обеспечения непрерывного контроля за состоянием и маршрута перемещения транспорта, но тем не менее задачи решаемые.
Вопрос стоит чрезвычайно остро, поскольку по нормативам эвакуационная группа должна состоять из четырех человек. К сожалению, противник, видя происходящее с квадрокоптера, зачастую предпочитает дождаться, когда спасательная команда прибудет на место, возьмет раненого, и только тогда ВСУ накрывают их всех снарядом, миной или при помощи дрона.
«Гаражным ответом» на эти вызовы стали тактическая эвакуационная тележка электрическая (ТЭТЭ) и тележка артиллерии, разработанные российскими волонтерами. ТЭТЭ позволяет всего одному человеку легко справляться с перемещением раненого либо иного груза массой до 150 кг на расстояние до 15 км. Тележка артиллерии предназначена для одновременной перевозки до 6 боеприпасов ПТУР весом в 38 кг каждый. Запас хода у электрического транспортного средства составляет 4 км.
Отметим, что и с украинской, и с российской стороны наземные дроны в настоящее время являются преимущественно волонтерскими проектами. Исключение составляют дроны дистанционного разминирования типа «Уран-6» или «Проход-1», разработанные предприятиями ВПК. Потому в очередной раз хотелось бы привлечь внимание к вопросу о необходимости создания
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: