Спустя почти два года после начала конфликта на Украине возникла тупиковая ситуация, пишет SCMP. Зеленский не хочет признавать поражение, а Россия никуда не торопится, занимая все более выгодную позицию. Однако на Западе уверены, что нашли решение.
Когда Россия начала военную операцию на Украине, в мире возник заметный раскол, положивший начало новой интенсивной конфронтации, самой значительной после окончания холодной войны. Свыше 140 стран и международных организаций осудили действия российских войск на украинской земле, а многие ввели масштабные экономические санкции против Российской Федерации и ее союзницы Белоруссии. Так Россия вышла в мировые лидеры по объему примененных против нее санкций.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Введенные ограничения существенно затруднили функционирование российской экономики и привели к одному из самых больших скачков инфляции с 2014 года, когда Крым перешел к России. Воспользовавшись мощной поддержкой со стороны США и их союзников, Украина расстроила замыслы российского президента Владимира Путина, намеревавшегося провести спецоперацию в кратчайшие сроки.
Но спустя два неполных года ситуация на фронте зашла в тупик, потому что украинские войска потерпели неудачу при проведении тщательно спланированного и хорошо профинансированного контрнаступления. Российские солдаты удержали занимаемые оборонительные позиции и вынудили Киев подвергнуть риску западную военную технику, что привело к устойчивому увеличению потерь в украинской армии.
Такое состояние дел указывает на то, что сегодняшних объемов помощи Украине уже недостаточно, чтобы изменить баланс сил в этом конфликте. Украинский президент Владимир Зеленский продолжает призывать западные страны увеличить поставки вооружений.
Но из-за войны между Израилем и ХАМАС, а также из-за усталости американцев от украинского конфликта, который кажется бесконечным и истощающим американские ресурсы, средства массовой информации стали все чаще обсуждать возможность прекращения огня.
Поэтому возникает вопрос: не пора ли заключить перемирие между Киевом и Москвой? Есть несколько причин, почему такой исход разумен и целесообразен.
Во-первых, обстановка на фронте не меняется уже довольно долго, несмотря на все усилия противоборствующих сторон. Россия перешла к стратегии истощения противника, воспользовалась проблемой коррупции на Украине и заговорила о неэффективном использовании западной военной помощи.
Существенные изменения на поле боя могут произойти только в случае серьезной эскалации вооруженного конфликта, когда одна из сторон начнет использовать более смертоносное оружие. В частности, Украина и Россия применяют кассетные боеприпасы, которые запрещены конвенцией ООН. Приобретение Киевом снарядов с обедненным ураном для танков "Абрамс" также может стать опасным шагом в направлении ядерного конфликта.
Во-вторых, Соединенные Штаты истощили европейские запасы советской военной техники, убедив передать ее Украине. Это был стратегический ход, результатом которого стали долгосрочные контракты, позволяющие развивать производство, ремонт и обслуживание американской военной техники. Кроме того, Америке удалось потеснить на рынке вооружений российские компании.
Как следствие американский военно-промышленный комплекс стал главным поставщиком новой военной техники и оружия в Европу. Но стоит отметить, что и Германия поставляет Киеву оружие, бросая вызов американскому господству в сфере военного производства.
В-третьих, Америка сегодня занимает доминирующие позиции на европейском газовом рынке. До начала вооруженного конфликта на Украине Россия была крупным поставщиком природного газа в европейские страны. Но после подрыва "Северного потока" Кремль лишился возможности использовать энергоресурсы как средство принуждения.
Помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт (Geoffrey Pyatt) заявил в этом месяце, что сейчас на долю Европы приходится 70% американского экспорта СПГ. Он также подчеркнул, что очень важно остановить российский проект "Арктик СПГ-2". Но для достижения этой цели нужны значительные финансовые ресурсы, и такие действия могут привести к дальнейшему росту напряженности в отношениях с Москвой.
В-четвертых, финансовая помощь Украине дорого обходится американским налогоплательщикам. В июне прошлого года инфляция выросла на 9,1% по сравнению с предыдущим годом, достигнув самого высокого показателя за 40 с лишним лет. Ключевая процентная ставка Федерального резерва сегодня самая высокая за 22 года. По данным Института Гэллапа, 41% американцев считает, что президент Джо Байден предоставляет Киеву слишком много помощи. А ведь эта цифра должна еще больше увеличиться.
Отдавая приоритет помощи Украине в ущерб эффективным мерам по борьбе с инфляцией, Белый дом вызвал разочарование в обществе. Европейские страны тоже устали от военных действий и начинают все чаще сомневаться в целесообразности дальнейшей поддержки Киева. Кроме того, эффективность финансовой помощи Украине снижается еще и по причине коррупции, которая на Украине чрезвычайно сильна.
И наконец, прекращение огня серьезно поможет Байдену в борьбе за переизбрание. По данным недавних опросов, на фоне конфликта на Ближнем Востоке рейтинги одобрения администрации упали до 40%.
Бывший президент Дональд Трамп критикует Байдена из-за сложившейся на Украине ситуации. Он утверждает, что президент испортил отношения с Россией, и говорит, что в случае избрания урегулирует конфликт за 24 часа. Если Байден сумеет договориться о прекращении огня между Украиной и Россией, он нейтрализует все нападки Трампа и существенно укрепит свой имидж. А это увеличит его шансы на второй срок.
Но главная трудность для Белого дома заключается в том, чтобы убедить Зеленского вступить в переговоры. Украинский президент решительно отказывается от переговоров с Путиным и намерен вернуть все украинские территории, включая Крым.
Официально Соединенные Штаты поддерживают Украину в ее борьбе с Москвой, но устремлениям Киева препятствует нехватка военных ресурсов, которые почти полностью исчерпаны. Более того, украинские политики все чаще говорят о необходимости мобилизации большего количества людей, в том числе молодежи и женщин.
В результате Байдену надо решить очень важную задачу: уговорить Зеленского начать переговорный процесс с Путиным. Но при этом он должен действовать крайне осторожно, не оказывая на украинского лидера открытого давления.
Кремль обладает преимуществами на поле боя, однако Белый дом господствует на информационном поле. Правительство США должно подготовить международное сообщество к возможному прекращению огня и представить мирное соглашение между Киевом и Москвой как победу коллективного Запада.