После почти двух лет боевых действий конфликт на Украине практически зашел в тупик. Пессимизм и уныние нарастают. А более всего украинцев на поле боя угнетает впечатление, что ресурсы русских неисчерпаемы, сообщает корреспондент Датского радио.
Йонатан Стрид Лундсгор (Jonathan Strid Lundsgaard)
Можно сказать, что в конфликте между Украиной и Россией за последний год воцарился застой. Наступила суровая зима, но это не единственное, что сейчас тревожит украинцев.
В ЕС все громче звучат голосов скептиков, не желающих снабжать Украину оружием и деньгами.
Кроме того, в наступающем году состоятся президентские выборы в США, и это лишь усугубляет неопределенность, поскольку США для Киева — крупнейший донор оружия.
Замороженные линии фронта
На Украину пришла суровая зима, линию фронта практически сковало. Боевые действия продолжаются, но продвижение вперед минимально.
Колючая зимняя стужа ощущается не только на фронтах. Мирному населению Украины предстоит еще одна трудная зима, когда русские будут бомбить ключевые объекты инфраструктуры — электростанции, ТЭЦ и системы водоснабжения. Они гасят свет, отключают отопление и подрывают боевой дух.
Если сравнить с настроениями годичной давности, то пессимизм среди украинцев растет как раз потому, что боевые действия зашли в тупик и перспективы прогресса невелики, говорит корреспондент Датского радио в России и на Украине Матильда Кимер, только что вернувшись с фронта.
“Есть некоторое уныние, потому что ситуация застопорилась”, — говорит она.
“Украинцы на поле боя более всего угнетены впечатлением, что ресурсы русских неисчерпаемы. А склады ВСУ наполовину пусты, и им нечем стрелять. Вот люди и задаются вопросом, как им продолжать борьбу, если нечем воевать”, — говорит Матильда Кимер.
В своем эссе для британского журнала The Economist в начале ноября главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный признал, что украинские военные оказались под мощным нажимом и испытывают острую нехватку вооружения. Признание Залужного вызвало бурную дискуссию на последней встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул на встрече важность дальнейших военных поставок Киеву.
Слабеющая поддержка
После ввода российских войск США и другие союзники постоянно поддерживают Киев оружием, деньгами и иной помощью. Украина получает все более мощные вооружения. Датский вклад — самоходные артиллерийские установки Caesar, истребители F-16, танки “Леопард” и снаряды.
Но есть и скептики, сомневающиеся в целесообразности дальнейшей поддержки Украины: например, лидер Венгрии Виктор Орбан.
“Понятно, что одержать военную победу Украина не сможет”, — повторил он на днях.
Помимо военной поддержки Орбан сомневается еще и в членстве Украины в ЕС.
Ожидается, что решение о начале переговоров будет принято на саммите ЕС в середине декабря, где также будет обсуждаться транш в 50 миллиардов евро для поддержки украинской экономики на ближайшие три года.
По словам корреспондента Датского радио при ЕС Оле Рюборга, возможно, удастся договориться о поддержке Украины всего на ближайший год. Это станет сигналом как России, так и Украине.
“Если что-то сейчас и тревожит Украину, так это стратегическое терпение России. Русские выжидают, чтобы посмотреть, как будут развиваться события в 2024 году”, — поясняет Оле Рюборг.
Американцы сидят на деньгах
Хотя президент США неоднократно выражал поддержку Украине, с ним согласны далеко не все конгрессмены.
По словам русиста Клауса Матисена, доцента Датской военной академии и бывшего военного атташе на Украине, на США приходится половина общей помощи Киеву.
“И если американская половина выпадет, трудно себе представить, чтобы ЕС сохранил нынешний уровень поддержки, не говоря уже о том, чтобы его усилить”, — рассуждает Матисен.
Хотя разногласия насчет дальнейшей поддержки США в конгрессе усугубляются, министр обороны Ллойд Остин в ходе визита в Киев в начале ноября пообещал, что США будут и впредь поддерживать украинскую армию.
Россия выжидает
ЕС и США попытались лишить Путина ресурсов для украинской кампании многочисленными санкциями против Москвы. Но они не смогли остановить Россию.
“Хотя экономика страны оказалась под давлением, до полного краха еще далеко. Но российская экономика серьезно пострадала из-за боевых действий и санкций Запада”, — оценивает главный консультант Отдела стратегических коммуникаций ЕС Сёрен Либориус.
Сам он убежден, что будущее России весьма мрачно.
“Рост в основном обеспечивается военной промышленностью, но подбитый российский танк не сильно способствует процветанию общества”, — размышляет Сёрен Либориус.
Матильда Кимер также подчеркивает, что дела у России в экономическом плане идут не блестяще, а после президентских выборов в марте снова ожидаются дурные вести.
“Позиции Путина поколебало то, что осенью 2022 года ему пришлось мобилизовать почти миллион резервистов (корреспондент Датского радио откровенно лжет, т к. мобилизовано было 300 тысяч резервистов. – Прим. ИноСМИ). Ожидается, что после выборов он развернет новую мобилизацию. Чтобы оправдать спад экономики, необходим прорыв на фронте”, — считает Матильда Кимер.
Дилемма Зеленского
Однако на украинского президента давит не только застой на поле боя. Не утихает и дискуссия о выборах.
По плану выборы должны были состояться в октябре этого года, но доколе в стране действует чрезвычайное положение, конституция Украины этого не дозволяет. Впрочем, дискуссию это не останавливает.
Несколько конгрессменов-республиканцев требуют, чтобы Зеленский провел выборы, грозя в противном случае свернуть поддержку.
“Желательно, чтобы выборы действительно состоялись, но реально ли это? Если американцы требуют выборов, то пусть выпишут рецепт, как это осуществить”, — считает Клаус Матисен.
Матильде Кимер трудно себе представить законные выборы. Слишком многие украинцы лишены возможности свободного волеизъявления.
“Примерно 20% Украины контролирует Россия — это раз. К ним прилегает обширная приграничная территория, где проживают миллионы граждан, — это два. Наконец, 20% населения Украины в принципе покинули страну”, — заключает Матильда Кимер.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: