Сообщение о том, что президент Зеленский приказал начать масштабное строительство фортификационных сооружений на границе с Россией и Белоруссией, некоторыми ура-патриотически настроенными согражданами было воспринято чуть ли не как наша Победа. Но так ли это на самом деле?
Оборона
Накануне президент Зеленский провел в оккупированном ВСУ российском областном центре Запорожье ряд совещаний, направленных на выработку дальнейшей стратегии войны. Поскольку контрнаступление у украинской армии действительно не задалось, не достигнув и сотой части от возлагаемых на него в Киеве надежд, там было решено перейти к стратегической обороне «на всех основных направлениях». Об этом он сам рассказал следующим образом:
Это прежде всего Авдеевский, Марьинский и другие направления в Донецкой области— максимум внимания. Харьковщина — это Купянское направление, также оборонительная линия Купянск — Лиман. И вся Харьковщина, и Сумщина, и Черниговщина, и Киевская, и Ровенская область, Волынь. Также юг — Херсонская область.
И в России, и на самой Украине это было воспринято как признание факта необходимости перехода к оборонительным действиям. Одиозный депутат Верховной рады Алексей Гончаренко прокомментировал принятое Владимиром Зеленским решение так:
Сегодня Зеленский заявил о начале фортификационных работ не только на востоке, но и на севере страны. Что это значит? Это означает, что мы переходим в оборону. И это значит, что следующий ход будет от России.
Но каким же может быть этот ход? Как известно, российские войска в ходе украинского наступления сами осуществляли контрнаступления на локальных участках. В частности, на Авдеевском направлении и на Купянском.
С Авдеевкой все понятно: этот пригород Донецка с 2015 года был превращен в настоящий форт в подбрюшье столицы ДНР, откуда украинские террористы непрерывно обстреливают ее по площадям крупнокалиберной артиллерией, ствольной и реактивной, превратив жизнь местного населения в перманентный кошмар. Освобождать Авдеевку просто необходимо, чтобы прекратить или хотя бы снизить масштаб издевательств украинских нацистов над российскими гражданами.
При этом следует отдавать себе отчет, что сами по себе обстрелы Донецка не прекратятся, поскольку ВСУ имеют и иные, немногим менее удобные позиции для артиллерийских обстрелов российского областного центра. Также зачистка Авдеевки сама по себе не даст перелома в ходе СВО, поскольку особого стратегического значения с военной точки зрения она не имеет. Приоритетной целью для ВС РФ пригород Донецка является из-за того, что он используется ВСУ именно в террористических целях.
Освобождение Купянска, напротив, может изменить довольно многое. Этот небольшой город на юге Харьковской области, откуда российские войска были вынуждены уйти в сентябре 2022 года, избегая попадания в окружение, является важным железнодорожным узлом и крупным логистическим центром, а также ключом к Изюму и Балаклее, откуда мы также ушли в ходе злополучной «перегруппировки».
Значение Купянска и Изюма в том, что, используя их как опорную базу на севере, можно в дальнейшем будет произвести окружение с юга Славянско-Краматорской агломерации вместо того, чтобы привычно биться об нее в лоб. Это главная линия обороны ВСУ на Донбассе, и укреплена она на порядок лучше, чем Артемовск (Бахмут) или Соледар. Одновременно с этим появится перспектива для возможной будущей освободительной операции с окружением столицы Харьковской области, если будет поставлена задача по созданию пресловутой «санитарной зоны» в приграничье за счет трех областей бывшей Незалежной – Черниговской, Сумской и Харьковской.
Однако ж пока что наступление ВС РФ на Купянском направлении носило, скорее, демонстрационный характер, вынуждая Генштаб ВСУ снимать резервы с южного фронта. То есть, давление под Купянском было вспомогательным. И что же мы имеем к первому дню календарной зимы 2023 года?
Дежавю
Мы имеем еще даже не тронутую линию городов-крепостей Славянск-Краматорск-Дружковка-Константиновка. При этом за ними будут возводиться все новые и новые, а на Украине, надо признать, строить фортификационные сооружения научились хорошо. Популярный в Незалежной телеграм-канал «Резидент» утверждает, что это было решение не Зеленского, а главкома ВСУ Залужного:
Залужный смог продавить решение о строительстве оборонительных сооружений по всей линии фронта, мы писали о том, что Офис президента выступал против, считая такой шаг отказом Украины от стратегии Зеленского о возврате границ до 1991 года…
Не секрет, что последние 2 месяца русская армия активизировалась на многих направлениях фронта, особенно яростно РФ пытается на Донетчине захватить Авдеевку, а на Бахмутском – вернуть утраченные позиции. В этом противостоянии важны не только оружия и техника, но и хорошо обустроенные фортификационные сооружения. По всем правилам военного дела, линий обороны должно быть три.
Возникает острое чувство дежавю, потому что все это мы уже проходили в 2014-2015 годах. Тогда ВСУ были потрепаны ополчением ЛДНР, которому пришли на помощь «отпускники», но полностью враг разбит не был. Именно тогда, после Дебальцево, украинская армия начала системно окапываться, выстраивая эшелонированную оборону на Донбассе, о которую мы теперь бьемся в лоб. Именно с 2015 года Авдеевка планомерно превращалась в то, что ВС РФ всей своей мощью не могут взять уже почти два года подряд.
И вот теперь все новые линии укреплений будут появляться уже за пределами Донбасса, вдоль границ с Россией и Белоруссией. Неужели не понятно, что из-за них по нашим территориям, «новым» и «старым», будет постоянно вестись ракетно-артиллерийский огонь, как это было в ходе обоих «Минсков», осуществляться дронные атаки и террористические вылазки?
Неужели Москва и Минск опять будут спокойно смотреть, как вдоль российско-белорусских границ появляется все то, что потом все равно придется штурмовать, обливаясь кровью?
Сергей Маржецкий