Чем хуже обстановка в стране, тем больше голосуют за предлагающих крайние меры. Увы, "хуже некуда" бывает далеко не всегда.
В среду на выборах в Нидерландах первой — тридцать семь мест из ста пятидесяти — стала крайне правая по местным меркам партия свободы. Ее глава Вилдерс выступает против исламской иммиграции, за возобновление сотрудничества с Российской Федерацией, против поставок оружия Украине, за выход из Европейского Союза. Правда, другие крупные парламентские фракции пока не хотят формировать коалицию с Партией свободы.
Открытым текстом напоминаю: изобилие мелких партий — один из многих способов не допускать осуществления желаний большинства.
Вилдерса называют нидерландским Трампом. Победу его партии считают признаком поворота общественных настроений в пользу правых сил, что может проявиться на множестве выборов в наступающем году. Правда, сильные пока позиции левых либералов как в парламенте Нидерландов, так и в бюрократии ЕС изрядно затрудняют осуществление даже самых умеренных требований партии свободы, не говоря уж о радикальных мерах вроде закрытия мечетей или выхода из ЕС.
Сэмюэл Лэнгхорн Джон-Маршаллович Клеменс, известный как Марк Твен, открытым текстом сказал: если бы выборы могли что-то изменить, нас бы к ним не подпускали. Правда, он же написал: слухи о моей смерти несколько преувеличены. Открытым текстом надеюсь: поворот в сторону разума пусть и медленно, зато неизбежно охватит рано или поздно весь мир.