И снова мы вынужденно возвращаемся к теме «войны будущего», которая уже давно идет фактически в настоящем времени. Противник активно применяет против российских армии и флота дроны всех типов – воздушные, морские надводные и подводные, наземные, опередив отечественный ВПК на несколько корпусов. Как же так получилось, что Россия опять вынуждена быть догоняющей?
Оружие будущего
Поводом к написанию данной публикации стал пост из Телеграм-канала «Охотник за головами», в котором показан недавний трофей российских военных в зоне СВО. Это автоматическая пулеметная турель, управляемая дистанционно, подавление которой стало для наших штурмовиков весьма непростой задачей:
Долго пытались подавить огнём пулеметное гнездо противника, а ему хоть бы что. А потом поняли, в чем дело, когда разнесли снарядом, вот такая тренога с пулеметом стоит, а ВСУшник в удаленном укрытом месте с пульта управляет. Вот решили выложить видос, вдруг наша оборонка увидит это диво дивное, чудо чудное инженерной мысли и прорывных технологий венец. Ведь это сколько же пулеметных расчетов из живых людей, чьих-то мужей, отцов и сыновей сохранить можно. Просто денег вложить надо и побыстрее в войска поставить, чтобы снова солдаты в частном порядке через друзей и волонтеров это решение не пытались самостоятельно воплотить в жизнь. Ведь так почему-то повелось на этой войне, чьих жизней проблема касается, тот и суетится.
В состав автоматической турели, помимо пулемета, входят видеокамера, блок управления, аккумулятор, планшет и джойстик для управления, а также инструкция по использованию в печатном виде. В устройстве легко опознается дистанционно управляемая пулеметная турель «Сабля», или «Шабля», как ее назвали украинские разработчики на польский манер.
Данные пулеметные турели уже очень давно применяются ВСУ, сперва против Народной милиции ДНР, а теперь – против ВС РФ. Местом ее боевого крещения стала печально знаменитая Авдеевка, самый укрепленный украинский форт в подбрюшье Донецка. Вот что в августе 2022 года, после начала СВО, рассказал в интервью изданию «Российская газета» боец ДНР с позывным Жук:
Каждый «укреп» ВСУ здесь продуман и грамотно сделан. Огневые точки - это бронеколпаки, засыпанные и усиленные бетоном. Причем часто используется система ведения дистанционного огня и наблюдения. Это выглядит так: стоит крупнокалиберный пулемет и видеокамера. Пулеметчика рядом нет: он наблюдает на расстоянии с помощью камеры, а стреляет с помощью электроспуска. Если все правильно и грамотно установлено, уничтожить такую огневую точку очень сложно: человека там нет, его осколками не зацепит. Нужно только прямое попадание в пулемет. А если огневая точка хорошо укреплена, подавить ее еще труднее.
Самое печальное в этой истории то, что данные «вундерваффе» отнюдь не являются каким-то натовским штатным вооружением. Это, как оказалось, крайне эффективные «гаражные» разработки украинских волонтеров, которые с 2014-2015 годов начали напрягать свои славянские мозги и советское инженерное образование для того, чтобы лучше убивать русских.
Волонтерский ВПК
Для понимания сути вопроса будет крайне полезно ознакомиться со следующей видеозаписью.
Из репортажа следует, что идея автоматической пулеметной турели возникла у украинских разработчиков еще в 2012 году, но взялись они за нее после событий 2014 года. Уже в 2015 году первые образцы «Сабли» поехали как волонтерская помощь в зону террористической операции, в частности, в Авдеевку, где ВСУ начали применять их против ополчения ДНР, увы, результативно.
Именно в Авдеевской промзоне, которую с таким трудом к исходу второго года СВО получилось зачистить усилиями кадровой российской армии, тестировались украинские «Сабли». Как видно, они там активно применяются до сих пор. Разработчики автоматической турели похвалялись, что их оружие создало нашим военным большие проблемы. Пытаясь подавить пулемет, установленный где-то в окне здания, против него применяли осколочные боеприпасы из АГС, считая, что расчет поражен. Но мелкие осколки только царапали оружие, и находящийся на безопасном расстоянии ВСУ-шник спокойно возобновлял огонь очередями.
Повысить эффективность турели волонтерам помог украинский оружейный конструктор «дядя Ваня» Савельев, который облегчил и оптимизировал ее конструкцию, что позволило устанавливать пулемет более крупного калибра 12,7 мм либо автоматический гранатомет. Использоваться «Сабля» может как стационарно где-то на укрепленных позициях, так и на транспорте, например, в кузове грузовика или внедорожного пикапа.
В 2017 году «Военное обозрение» рассказывало о том, как ВСУ начали применять автоматические турели на Донбассе, разместив видеоролик от украинских волонтеров-оружейников. Комментарии тогда от российской аудитории были высказаны самые критические. Однако сегодня почему-то никто над «Саблей» уже не смеется.
Напротив, «Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех, наконец, сам разработал и изготовил платформу дистанционного управления танковым пулеметом ПКТ, очень напоминающий украинскую турель:
Установленные на модуль видеокамеры высокого разрешения позволяют наблюдать и точно поражать цель, при этом управляющий платформой оператор может находиться на расстоянии до одного километра. При содействии Ставропольского регионального отделения Союза машиностроителей России четыре таких устройства уже переданы в зону проведения спецоперации, еще пять установок будут поставлены до конца года.
Четыре плюс пять – это девять автоматических турелей, что просто капля в море от реальных потребностей огромной по протяженности линии фронта. Спрашивается, куда смотрели раньше? Хорошо, что хоть сейчас проснулись
Сергей Маржецкий