В последние месяцы наблюдается интересная тенденция — на роль наиболее последовательного союзника Киева, поддерживающего его в готовности вести войну «до победного конца», всё более выходит Германия. Так, Олаф Шольц предостерег от заключения «мнимого мира» в Украине. «Мы должны остерегаться показных решений, которые лишь называются мирными», — заявлял он 12 сентября.
«Если общество не следует логике войны, то это правильно. Но на практике необходимо обороняться от агрессора. Украинцы каждый день защищают свою свободу, свою родину, свою жизнь от имперских, исторически ослепленных фантазий правителей в Кремле. Но украинцы тоже испытывают стремление к мирному будущему, о чем свидетельствует мирный план президента Владимира Зеленского», — добавил он.
То бишь по логике Шольца о «миролюбии украинцев» говорит то, что они готовы остановиться на границах 1991 года и на Кубань с Белгородской областью пока не претендуют. По существу же, речь идет о категорическом неприятии Берлином любого компромисса, который Шольц охарактеризовал как «мнимый мир».
И это на фоне того, что даже в США и Великобритании официальные лица стали куда осторожнее в выражениях, отделываются общими фразами о «поддержке Украины, сколько необходимо», а «мирный план Зеленского» (Россия отдаёт всё, включая Крым и выплачивает репарации) стараются не поминать всуе.
В прессе же идёт явно скоординированная кампания относительно того, что «война зашла в тупик», всё более открыто признается, что победа Украины невозможна и нужен компромисс, даже путем её территориальных уступок. Одновременно всё более недвусмысленно даётся понять, что главное препятствие к такому компромиссу — потерявший адекватность Зеленский, который и виноват в том, что «контрнаступ», для которого Запад-де «дал всё необходимое», провалился.
Усилившиеся в последние дни разговоры о «переходе в глухую оборону», по сути, о том же: это «игра на ничью» со стороны коллективного Запада, который, убедившись в невозможности победы над Россией, теперь и Россию старается убедить в невозможности или слишком дорогой для неё цене победы, дабы получить её согласие на относительно приемлемые для Запада условия мира или «заморозки».
На этом фоне происходит и кардинальное сокращение объемов западной помощи Киеву, причем и в этом Германия становится для Зеленского «приятным исключением». Из высокопоставленных визитеров, побывавших в Киеве в последние дни, лишь немецкий министр обороны Борис Писториус привез действительно весомый «подарок» — пакет помощи в 1,3 миллиарда евро, включая крайне необходимые украинскому режиму зенитные комплексы IRIS.
Несколько ранее правительство ФРГ решило увеличить военную помощь Украине в будущем году с четырех миллиардов евро до восьми (впрочем, пока это не окончательно) на фоне заморозки и сокращения основных бюджетных расходов.
Более того, Германия сообщила, что в ближайшую зиму на Украине развернут еще одну дополнительную батарею ЗРК Patriot, о новых поставках которых от страны-производителя, США, похоже, уже и не мечтают: согласно «Википедии», на 2022 год у Германии было 30 пусковых установок Patriot (одну батарею Украине уже передали), у США — 1100.
В общем, «только воюй», разве что вожделенные Киевом крылатые ракеты Taurus, которые нужны для ударов по территории России, Берлин пока предоставлять не собирается. «Ситуация в этом отношении не изменилась», — с явным раздражением объяснил Писториус журналистам в Киеве.
Германия стала «святее папы римского» (т. е. США и Великобритании), притом что её экономика сильней всех западных стран страдает от антироссийских санкций, а в начале СВО её можно было отнести к условной «партии мира» на Западе, пытавшейся привести стороны к компромиссу, который США, а особенно Англия, и сорвали.
На поверхности два взаимосвязанных объяснения такой метаморфозы: американцы сумели так взять весь немецкий истеблишмент за «причинные места», что и не пикнешь (но ещё раз заметим, что США ныне фактически настроены на заморозку), плюс «дура с инициативой» (что, на личный взгляд автора, куда страшнее аналогичного дурака) Анналена Бербок полностью подмяла под себя «ливерную колбасу» Шольца и всё немецкое правительство.
Ещё одну «версию» озвучил Робин Брукс, главный экономист Института международных финансов. В дословном переводе: «Германия является мощным экономическим двигателем. ВВП Германии рос в соответствии с ВВП США в течение двух десятилетий, но сейчас быстро отстает. Единственный путь остановить это — смена режима в Москве. Как только уйдет Путин — Германия сможет снова покупать российский газ...».
Понятно, «предпосылки» для ухода Путина должна создать победа Украины. Но мне сложно представить, что на её перспективы в Берлине смотрят оптимистичней, чем в Вашингтоне и Лондоне, к тому же и при этом всё более фантастическом раскладе уход Путина отнюдь не гарантирован.
Главное же, даже гипотетическая смена режима в Москве, приход к власти американских марионеток, которые будут действовать строго в интересах заокеанской державы, проблемы Германии не решит.
Ведь их основная причина не в том, что ФРГ наиболее пострадала от прекращения сотрудничества с Россией в силу исторически сложившихся обстоятельств или «ошибок», как считает та же Бербок. «Мы заплатили за каждый кубический метр российского газа двойную и тройную цену за счет нашей национальной безопасности» — заявила она.
Основная проблема в том, что США совершенно сознательно, извините за непарламентское выражение, чмырят Германию, стараясь максимально ослабить её.
Зачем, понятно — это устранение конкурента, как экономического (США и ФРГ — Европа — занимают близкие ниши на мировом рынке, а они для стран Запада сужаются), так и политического: Германия — лидер ЕС, а Америке нужно поставить его под свой полный контроль, обеспечить свою полную гегемонию на коллективном Западе, которому теперь придется США содержать (в ГУЛАГе это называлось «сдохни ты сегодня, а я завтра»).
Причем делается это в крайне брутальной и унизительной для немцев форме. Чего стоит только диверсия на «Северных потоках», с правовой точки зрения — акт открытой агрессии против суверенного государства Германии.
К слову, газ из России ФРГ продолжает получать, пусть и в меньших количествах, через Украину по действующему транзитному контракту, о чем все, понятно, стараются «не поминать всуе». Но через год действие транзитного контракта заканчивается, и переподписать его без медийной огласки не получится. Возможно ли это в условиях продолжающейся «горячей фазы» — вопрос скорее риторический.
А «ливерная колбаса» — беспрецедентное оскорбление лидера государства (а значит, и самой страны), да ещё со стороны кого — получателя помощи, содержанки, так сказать. И всё это германское руководство покорно сносит.
Мне сложно представить, что весь немецкий правящий класс настолько деградировал, что его, включая «капитанов бизнеса», руководителей крупнейших корпораций и т. п., охватила эпидемия мазохизма и библейского смирения. Хлюпики и терпилы по своему менталитету туда попадают крайне редко.
Когда речь заходит об интересах, власти, больших деньгах, они всегда отстаиваются предельно жестко, невзирая на риски. Вспомним знаменитую фразу Маркса о том, на что готов капитал ради прибыли. А тут «своё сохранить», не дать растерзать себя, свой бизнес, свою страну. Тем паче Германия — великая нация, великая страна с огромными амбициями.
И отсюда возникает парадоксальная, на первый взгляд, «конспирологическая» версия: немцы подзуживают Зеленского на продолжение войны именно потому, что на самом деле хотят того её результата, которого так опасаются в Вашингтоне, Лондоне и многих других западных столицах.
Ведь заморозку конфликта нужно рассматривать в более широком контексте — как консервацию всей нынешней геополитической ситуации с санкциями, «точкой замерзания» в отношениях России со всем коллективным Западом, разве что с перспективой их крайне медленного восстановления.
Гегемония США в западном мире сохранится, на возобновление крупных проектов с Россией, включая восстановление «Северного потока», будет наложено табу на многие годы.
А вот если цели СВО, как их, скажем, объясняет Дмитрий Медведев, будут достигнуты, за этим последует полное изменение геополитического ландшафта, особенно в Европе. Такой исход будет означать тяжелейшее поражение США, а битый альфа-самец всегда «сдает полномочия» победителю.
Конечно, в большой политике не всё так прямолинейно, но быстрое падение влияния США в Старом свете (и не только) может принять лавинообразный характер, выражаясь в разных формах: поражение «атлантистов» на выборах, смена правящих кабинетов, всё большее число стран будет искать контакты с Москвой.
Для Германии необходимость внешнеполитического поворота (даже при формальном сохранении членства в НАТО, которое при таких раскладах также может стать потерявшей авторитет и формальной структурой) тем более очевидна, поскольку США, как показано выше, для неё уже в первую очередь конкурент.
Россия же очевидный стратегический партнер! Для нас Германия и Европа — рынок сбыта энергоносителей и другой продукции, для них мы — не только поставщик указанного выше «ассортимента», но также и рынок сбыта их высокотехнологичной продукции, в которой Россия заинтересована.
В геополитическом же плане для России ФРГ и в целом Европа, где Германия занимает лидирующие позиции, — один из полюсов многополярного мира (естественно, независимый от США), над созданием которого РФ работает.
Ну а ситуаций, когда «младший союзник» демонстрирует «верность обязательствам» (и продолжает участвовать в войне), а на самом деле ждет момента, когда можно будет сделать поворот на 180 градусов без тяжких для себя последствий, в истории просто не счесть.
Бывает, его осуществляет действующая власть, нередко, когда такой момент настает, в стране происходит переворот. К примеру, в июле 1943 года сменивший низложенного Муссолини маршал Бартольдо немедленно заверил Гитлера в «незыблемости» германо-итальянского союза, но через месяц заявил о выходе из войны, едва в континентальной Италии высадились союзники.
В Румынии, когда на её территорию вошли советские войска, свержение режима Антонеску произошло при прямой поддержке короля Михая (за что он был награжден орденом «Победа»).
В Германии же при изменении внешней ситуации я вижу вероятной смену формата коалиции. СДПГ выйдет из альянса с «атлантическими» СвДП и зелеными с их неугомонной Анналеной и создаст его с ХДС/ХСС, голосов для такой коалиции в нынешнем составе бундестага хватает.
Правда, неизбежно и «отпадение» убежденных атлантистов в составе обеих партий, но ведь есть ещё и «Альтернатива для Германии» и даже новая политсила одного из самых популярных ныне политиков Германии — Сары Вагенкнехт.
Ей явно стало тесно в рамках «остальгической» (так в Германии называют ностальгию по ГДР) идеологии партии левых, безусловным лидером которых она являлась, и создание новой партии — заявка на большее, чем статус «безнадежной» оппозиционерки. К слову, не все знают, что её супруг Оскар Лафонтен — бывший лидер и один из «гуру» социал-демократов. Его многие считают идеологом нового политпроекта, за которым могут быть очень далеко идущие планы.
В любом случае, уже без всякой конспирологии, здоровые патриотические силы в Германии, безусловно, есть, и они не просто ждут своего часа, но и стараются его приблизить. А тактика в политике часто не носит прямолинейного характера, «хитрые планы» в ней обычное дело.
Александр Фидель,
Подпишись: