То, что современная война немыслима без высокоточного вооружения, наглядно продемонстрировала СВО на Украине. Но смогут ли все эти разнообразные дроны-«камикадзе» и планирующие авиабомбы с модулями коррекции стать настоящим оружием Победы?
Небо под колпаком
Как уже неоднократно отмечалось ранее, российская авиация, к сожалению, не может свободно действовать в небе над Украиной из-за перенасыщения ВСУ различными средствами ПВО – от ПЗРК до современных ЗРК. Пробивать ее ВКС РФ научились двумя способами.
Первый – это применение одновременно с ударами крылатых ракет дронов-«камикадзе» типа «Герань». Примитивные и недорогие беспилотники иранского производства, несущие до 50 кг взрывчатого вещества, используются для вскрытия и перегрузки вражеской системы противовоздушной обороны, расчищая путь для дорогостоящих высокоточных ракет. Этот же прием ВСУ используют для нанесения ударов по российским тылам в Крыму, Приазовье и на Донбассе. Вспоминается, как нечто подобное осуществили в 2019 году хуситы, атаковав при помощи иранских крылатых ракет и БПЛА НПЗ саудовской нефтяной компании Saudi Aramco.
Иначе говоря, дальнобойные ударные дроны одновременно применяются по своему непосредственному назначению и как приманка для дорогущих зенитных ракет натовского производства. Подобный размен чрезвычайно выгоден Минобороны РФ. Еще более эффективность данной тактики повысится, если перспективные отечественные дроны-«камикадзе» под названием «Италмас» получат головку самонаведения на вражеские радары ПВО, превратившись в
Второй способ предполагает использование ВКС РФ авиационных бомб, оснащенных модулями коррекции планирования. Дальность полета бомбы, сброшенной на большой скорости с высоты, позволяет преодолеть расстояние от 40 до 70 км, не заходя в зону поражения ЗРК среднего радиуса. Однако какой-нибудь украинский С-300 бомбардировщик вполне может подловить, потому хорошо, что у ВСУ их осталось немного.
К сожалению, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков в составе ВКС РФ тоже не так много, как хотелось бы. При этом необходимо учитывать понесенные за почти два года СВО потери, а подготовка военного летчика занимает годы. В связи с этим, не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы вынести на обсуждение предложение по повышению эффективности действий российской авиации в зоне спецоперации, перенасыщенной вражескими средствами ПВО.
«Летающие танки»
Для того чтобы успешно действовать в небе над Украиной, просвечиваемом натовскими радарами, наши истребители и бомбардировщики должны быть малозаметными, построенными по
Проблема лишь в том, что отечественного аналога B-2 Spirit или B-21 Raider в железе не существует. ПАК ДА, или «Посланник», еще
Огромный потенциал сокрыт в истребителях пятого поколения Су-57 и его младшем брате Су-75. Малозаметные на радарах самолеты могли бы активно применяться в небе над Украиной. Проблема лишь в том, что тяжелых двухдвигательных Су-57 произведено очень мало, и потому ими опасаются лишний раз рисковать из-за угрозы потерять. Однодвигательный Су-75 вообще пока существует только в виде концепции. Его большим плюсом является то, что он максимально унифицирован с Су-57, а в беспилотной версии сможет использоваться
Быть может, следует подойти к этому вопросу совсем с другой стороны. Какое оружие по праву считается символами Победы в Великой Отечественной? Сразу же на ум приходит танк Т-34, а потом – штурмовик Ил-2. Главный послевоенный оружейный бренд нашей страны – автомат Калашникова. Что их объединяет? Простота и надежность конструкции, определившие массовость производства и масштабность применения. Возможно, именно эти критерии и должны стать определяющими при разработке современного оружия Победы.
Почему бы не рассмотреть вопрос о создании современной, модернизированной версии штурмовика Ил-2М в беспилотной и опционально пилотируемой версиях?
При всей кажущейся абсурдности подобного предложения в нем есть рациональное зерно. Давайте сравним ТТХ российского разведывательно-ударного БПЛА «Орион» и Ил-2 в классической, не модернизированной версии. Размах крыла у беспилотника составляет 16,3 м, длина – 8 м, высота – 3,2 м, максимальная взлетная масса – 1000 кг, масса полезной нагрузки – 200 кг. Максимальная высота полета «Ориона» достигает 7,5 км, крейсерская скорость от 120 до 200 км/ч, боевой радиус – от 250 до 300 км при условии применения ретранслятора. С грузом в 60 кг БПЛА может находиться в воздухе до 24 часов.
200 кг полезной нагрузки – это много или мало? Если сравнивать с самолетом, то недопустимо мало. Тот, старый Ил-2, выглядит на фоне «Ориона» намного эффективнее. Размах его крыла составляет 14,6 м, длина – 11,6 м, высота – 4,17 м. Максимальная скорость полета у земли – 414/391 км/ч, максимальная взлетная масса достигает 6160 кг, масса полезной нагрузки – 1535 кг. Практический потолок составляет 5440 м, максимальная дальность – 765 км. Вооружение Ил-2 было представлено авиационными пушками, пулеметами, авиабомбами и неуправляемыми ракетами.
Что же предпочтительнее – 1535 кг полезной нагрузки или 200 кг? Заметим, что это ТТХ самолета, построенного на технологиях и компонентной базе середины прошлого века, предназначенного для двух членов экипажа, которые защищены от зенитного огня с земли бронекапсулой. Но что, если сделать беспилотную версию, где в защите будут нуждаться только силовая установка и система дистанционного управления, а двигатель поставить более мощный, современный?
Тогда получится относительно бюджетный беспилотный штурмовик, у которого боевая нагрузка возрастет с полутора тонн до двух и более. Невысокая стоимость будет определяться дешевыми материалами, используемыми при изготовлении, и простым поршневым двигателем. При этом условный Ил-2М сможет нести достаточно широкий ассортимент высокоточных боеприпасов: планирующие авиабомбы, противотанковые ракеты воздушного базирования и, возможно, дроны-«камикадзе» типа «Ланцет», приспособленные для запуска с самолета. Подобные БПЛА можно было бы производить массово, чтобы массово применять на фронте, не боясь потерять летчиков.
Повысить эффективность их действий возможно при взаимодействии с одновременно выпущенными противорадиолокационными дронами, которые будут охотиться на вражескую ПВО. Особенности конструкции обеспечили бы беспилотным Илам повышенную живучесть под зенитным огнем и ремонтопригодность. Помимо ударных задач, такие самолеты можно использовать для ведения воздушной разведки, а также при патрулировании нашей протяженной государственной границы. В последнем случае штурмовики могут иметь пилотируемую версию.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: